Вообще необходимость такой встречи назрела давно. БК55 уже сообщал о больших проблемах в этой сфере.
Замдиректора департамента городской экономической политики Михаил Щелконогов немного изложил проект мер поддержки от города — но без конкретики, Минэкономики в лице руководителя своего департамента развития потребительского рынка Ирины Барановой — от области. В чём-то они не совпадают, но и не обязаны совпадать, закон это допускает. И область при этом не может указать, что меры поддержки должны быть вот такие-то и такие-то.
По крайней мере Щелконогов заверил, что далее места под киоски будут разыгрываться на аукционах для аренды уже не таким огромным лотом, как в проекте «тёплых» остановок, а мельче. Но там будут уже не столь проходные и, соответственно, менее прибыльные места. Они ушли в тот так называемый первый «дубль». Щелконогов отметил, что целенаправленно для каких-то точек будет создаваться приоритет, чтобы смогли их взять в аренду именно под газетные киоски.
При этом глава Союза защиты прав потребителей «Щит» Евгений Рабинов в целом усомнился: а будет ли спрос на продукцию в киосках прессы?
«Я не услышал ни одного предложения на тему того, кто будет покупать эти газеты. И где она будет находиться? Мне вспоминается фильм «Человек-амфибия», там машина едет, героиня Гутиэре покупает газету почти на ходу: даёт монетку продавцу и получает экземпляр. То есть решение вопроса — не в местах, где будет продаваться. А в изданиях, которые люди будут покупать. Сейчас можем сказать: покупается не всё, а только то-то и то-то. Поэтому нужно учитывать не только выгоду, но и учесть тех, кто собирается это читать. А если никто не собирается читать, то зачем это нужно издавать? Непонятно», — высказал он своё недоумение.
Возражать ему никто не стал, но и соглашаться тоже, и по сути такое оригинально высказанное сомнение было просто услышано и все.
Владелец сети киосков «Омскпресс» Алексей Бобошко предложил сделать понижающий коэффициент арендной платы для его сферы не 0,5, а меньше, и привёл поясняющие цифры. Это означает, что от средней установленной омской стоимости аренды земли под НТО (это около 500 рублей за 1 кв. м) торговец прессой будет платить в качестве аренды 10%. По мнению предпринимателя, коэффициент 0,1 вполне реален. Для города это не слишком большие выпадающие доходы, не критичные, более того — торговля прессой является бизнесом социальным. И дать ей подобную льготу — вполне законно.
Сейчас за киоски в 9 кв. м предприниматель платит по 4,5 тыс. в месяц. При коэффициенте 0,1 плата гораздо выгоднее.
«А в Липецке, например, плата от 3 до 12 рублей за метр. 3 рубля — на периферии и в районах области, 12 — в центре города. То есть за 9 метров — 27-111. Это не выдумка, это реальность. Население там — 500 тысяч и там прессу читают больше Омска, это я точно могу сказать. У нас часто говорят: люди читают всё в Интернете, пресса им не нужна. Я их всегда хочу спросить — ребята, а что, Липецк в Африке? В Европе? Это одна страна, примерно одинаково у нас и там живёт народ. Он не является регионом-донором. Но неправильно было бы понимать, что у нас все читают в Интернете, а там все читают газеты. Интернет у них там тоже есть, к нему доступ у нас одинаковый. Сначала надо предложить людям киоски с газеты, чтобы их читали — тогда они будут читать. Не предложить — не будут, конечно», — считает он.
Услышат ли такое пожелание — пока непонятно.
Проблема — что газетные киоски убрали по сути со всех остановок автобусов. Например, у Сибзавода такой киоск ещё стоит, но его точно уберут. Та же история — в городке Нефтяниках в нескольких точках. Потому что там будут ставить «тёплые» остановки. Там самая малая площадь для аренды — 17 метров. Столько продавцам прессы не нужно и очень дорого — за метр там плата 4 тыс. рублей. То есть 68 тыс. в месяц, которые эти предприниматели не потянут. Столько на газетах не наторгуешь. Потому что подрядчики проекта с ТОКами платят городу аренду по 250 рублей за метр. Сдают другим — за 4-5 тыс. рублей за метр, учитывая расходы на реализацию проекта: изготовление и установку павильонов и т. д.
Договориться о меньшей аренде с ними Бобошко и его коллеги не смогут никогда. И никаких претензий к ним нет, и ничего лично против Ольшанского и его партнёров газетчики абсолютно не имеют: всё объективно и понятно, у тех своя экономика. Но проект в целом оказался для них вреден.
В ТОКах мэрия предусмотрела (теоретически) 87 мест под печать, но по факту и прогнозам они останутся невостребованными: аренда будет всё равно такой, как уже названо.
«Позитив уже в том, что об этом стали больше говорить крупные игроки, область, город, общественные организации предпринимателей, ТПП. Вопросы, которые остаются не совсем понятны — меры, которые предлагает город, если я правильно понял, уже на столе у мэра перед подписью, но я их подробности не знаю. Я про них здесь не услышал. То, о чём мы говорим с 2015 года, нам всё это время не обещали. Но эта надежда выросла, после того, как было отдано поручение президента разработать меры поддержки, поэтому у меня на 70% есть уверенность, что пролонгация будет принята. Но здесь я об этом пока не услышал. Попытаемся буквально завтра связаться с Михаилом Юрьевичем, попросить показать проекты документов. Это тот проект, о котором он сегодня говорил. Нам бы хотелось, чтобы город всё же прислушался, и я ещё буду пытаться убедить», — отметил предприниматель.
Есть позитив в движении мэрии к этой сфере навстречу, добавил Бобошко, но делать это нужно было намного раньше — ещё при Двораковском, с 2015 года.
Почему столь хороший пример Липецка (и ещё — Воронежа)? Именно там — солидные компании, которые занимаются этим бизнесом, их поддерживает мэрия и по аренде, и даже в части компенсации затрат на установку киоска. Там предпринимательница Валентина Полуказакова вообще участвовала в разработке мер поддержки продавцам прессы на уровне федерации. И теперь именно в Липецке тот пакет наиболее полно и точно исполняется.
Кирилл Янчицкий
Источник: БК55