Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
2019 год в основном был посвящён концептуально-методологическим вопросам, связанным с разработкой, согласованием и утверждением региональных проектов, соответствующим трендам федерального развития, определению проблем и поиску решений. К концу года мы достигли некой «точки равновесия», позволяющей одновременно действовать в русле федеральной политики и сохранять при этом уникальность нашего большого и сложного с точки зрения информатизации региона, учитывать его организационно-технологическую готовность. При этом в качестве основного вектора городского развития был выбран принцип человекоцентризма, то есть ориентации на потребности и комфорт каждого петербуржца. Ведь в ситуации, когда любой вопрос – повседневный, такой, как заказ еды, или более серьёзный, такой, как заявка на ипотеку – может быть решён в течение нескольких минут с использованием Интернета, совершенно естественным оказывается то, что такого же качества и комфорта люди ждут при взаимодействии с государством. Поэтому главным приоритетом своей деятельности мы видим именно обеспечение петербуржцев необходимыми для такого взаимодействия доступными и удобными цифровыми инструментами.
Так, в рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление» разработана целевая модель цифровой трансформации госуслуг и сервисов.
Принципы цифровой трансформации.
Всем этим принципам отвечает проект «Госуслуги 2.0», создаваемый на базе Портала госуслуг Санкт-Петербурга. Портал станет единым гидом и навигатором в любой жизненной ситуации, инструментом быстрого поиска информации и «умной» обработки запросов с использованием системы интеллектуальной помощи.
Наш город традиционно силён цифровизацией взаимодействия государства с гражданами и бизнесом, в том числе электронным правительством. Это можно назвать одной из «умных» специализаций Петербурга. Уже сейчас на Портале работают отдельные элементы проактивного подхода: в личном кабинете можно подписаться на различные виды проактивного информирования, например, о возможности повторного получения услуг, прохождения диспансеризации, приближении времени записи к врачу, необходимости обновления документов, загруженных в личный кабинет.
Сведения о Портале госуслуг Санкт-Петербурга.
Заявители могут экстерриториально получить 75% региональных государственных услуг. Реализуется и принцип многоканальности – при подаче заявления через Портал или МФЦ статусы заявлений ведутся в электронном виде, охватывают полный цикл оказания госуслуги и доводятся до заявителей многоканально, в зависимости от их пожеланий (через личный кабинет, мобильное приложение, электронную почту, SMS и по телефону).
Кроме того, уровень технического развития Портала позволяет предоставлять услуги полностью в электронном виде, включая выдачу результата. Например, ряд услуг сферы строительства в результате интеграции Портала с Единой системой строительного комплекса Санкт-Петербурга предоставляется исключительно онлайн, начиная от подачи заявления и заканчивая получением и дальнейшим использованием результата. Так, с 2018 года только в электронной форме предоставляется государственная услуга выдачи разрешений на строительство, и количество обращений за первый год реализации услуги увеличилось более чем на 40% по сравнению с 2017, а количество заявителей — физических лиц возросло в 6,5 раза. При этом не было зафиксировано ни одной жалобы на порядок предоставления услуги.
Также в цифровизации стройки успешно реализована практика направления межведомственных запросов в автоматическом режиме, благодаря чему значительно сократились сроки предоставления услуг.
Отмечу, что взаимодействие государства с гражданами и бизнесом сегодня сто́ит понимать шире, чем государственные услуги. Поэтому мы разрабатываем дополнительные городские сервисы, в том числе информационные. К примеру, на Портале совсем недавно появился новый онлайн-сервис выдачи архивных документов Октябрьской железной дороги.
Для нашего города проект «Госуслуги 2.0» – это, конечно, и цифровая трансформация самого подхода к оказанию госуслуг и сервисов, и внедрение проактивных форм взаимодействия. Однако для того, чтобы осуществить полномасштабный переход к совершенно новым инструментам, в качестве первого шага необходимо трансформировать законодательство, прежде всего на федеральном уровне. По этому направлению Санкт-Петербург ведёт активную деятельность, разного рода предложения Комитет направил в Минкомсвязь России.
Одно из предложений, которое уже активно прорабатывается на федеральном уровне, заключается в предоставлении возможности субъектам РФ самим определять способы предоставления госуслуг. Это позволит регионам принимать решение самостоятельно, с учётом собственной технической и финансовой готовности, а также территориальных и других особенностей. Однако, разумеется, главной целью является приоритетность электронного, а не традиционного вида.
Региональный проект «Информационная инфраструктура» направлен на создание глобальной инфраструктуры связи на всей территории города. Достижение его целей обеспечивается в рамках развития Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов Санкт-Петербурга (ЕМТС).
- высокая скорость и качество передачи данных в большом объёме;
- бесперебойный и круглосуточный доступ к сервисам сети;
- круглосуточный мониторинг сети с удалённым управлением оборудованием;
- максимально возможное импортозамещение;
- единая техническая политика в области развития инфокоммуникационного пространства;
- централизованное обеспечение защищенности и применение мер информационной безопасности.
Сведения о ЕМТС.
Среди наиболее значимых результатов функционирования ЕМТС в 2019 году следует выделить следующее.
- Успешное обеспечение видеонаблюдения и интернет-трансляции хода ЕГЭ. Устаревшие видеокамеры в школах заменены на современные цифровые устройства с широкоугольными объективами. По итогам всех проведенных экзаменов не было зафиксировано ни единого сбоя в записи видео, обеспечена 100%-я надёжность видеофиксации и целостная видеотрансляция общей длительностью около 300 тысяч часов с использованием более 6,4 тысячи видеокамер.
- Успешное обеспечение видеонаблюдения на выборах губернатора Санкт-Петербурга. Были развернуты зоны бесплатного Wi-Fi в зданиях избирательных участков, видеонаблюдение обеспечивалось в части организации каналов передачи данных от УИК и ТИК для трансляции в Интернет и работы ТИК с ГАС «Выборы». Работами было охвачено 865 объектов, 30 ТИК, 1797 УИК. За весь период работы системы видеонаблюдения не было ни одного зарегистрированного перерыва в видеотрансляции более допустимого срока, т.е. надёжность в канальной части составила 100%.
- Запуск ПАО «МТС» пилотной пользовательской сети связи пятого поколения в Кронштадте, тестирование беспроводного канала развёрнутого сегмента 5G для организации таких сервисов, как телефония, передача потокового видео, Wi-Fi-доступ в Интернет, ipTV, подключение сайта транкинговой радиосвязи TETRA.
- Развитие зон публичного Wi-Fi на 60 объектах МФЦ, в 180 городских поликлиниках, пяти больницах.
- Организация всех необходимых технических и административных мероприятий, обеспечение бесперебойной работы узлов доступа ЕМТС на площадках проведения ПМЭФ и других международных мероприятий.
Активно в течение года проводились и работы, предусмотренные региональными проектами «Информационная безопасность» и «Цифровые технологии», направленные на обеспечение устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры, конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности, развитие «сквозных» цифровых технологий, таких как большие данные, новые производственные технологии, промышленный Интернет, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорика, квантовые технологии, системы распределённого реестра, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Кроме того, в рамках развития кадров для цифровой экономики для повышения цифровой грамотности населения, а также для обучения жителей города использованию электронных ресурсов в повседневной жизни был реализован проект «Электронный гражданин Санкт-Петербурга»: разработаны учебно-методические материалы, проведены очные курсов, выпущен дополнительный видеокурс. А в целях формирования высококвалифицированных кадров и выявления перспективных специалистов в студенческой среде и для дальнейшей поддержки их профессионального роста проводился международный хакатон «Молодые Умы для Умного города». Командам-участникам предлагалось решить одну из представленных задач или собственный кейс на базе искусственного интеллекта. Лучшие решения получили шанс быть внедрёнными в реальную жизнь Санкт-Петербурга и других регионов.
Цифровизация значимых сфер жизни города
Помимо реализации региональных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2019 году мы продолжили активную работу по развитию других проектов, направленных на цифровизацию значимых сфер городской жизни.
Образование
Совместно с Комитетом по образованию разработано мобильное приложение Портала «Петербургское образование», которое предоставляет родителям удобный доступ к оценкам, расписанию уроков, домашнему заданию, графику посещения ребенком школы. Там же можно не только посмотреть рацион питания ребенка, но и установить запрет на покупку продуктов, посмотреть необходимые реквизиты для пополнения счёта ребенка. В режиме реального времени отображается информация о времени прихода ученика в школу, можно оплатить питание ребенка онлайн.
Здравоохранение
По результатам развития информационной системы в сфере здравоохранения в прошлом году на Портале «Здоровье петербуржца» было разработано более 20 электронных сервисов для пациентов («Приглашения на прохождение профилактических мероприятий», «Календарь прививок», «Поиск льготных лекарственных препаратов в аптеках города», врачей («Клинические рекомендации», «Телемедицинская консультация. Медицинские документы» «Телемедицинская консультация. Врач-врач») и органов управления здравоохранением («Контроль лечения пациентов по отдельным видам заболеваний», «Мониторинг беременных», «Получение отчётности в электронном виде»).
Сведения о работе Портала «Здоровье петербуржца».
Участие петербуржцев в жизни города
Важным инструментом участия петербуржцев в жизни города является Портал «Наш Санкт-Петербург». С его помощью жители могут оперативно сообщить властям о городских проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством города, состоянием дорог и тротуаров, незаконными объектами строительства и торговли, нарушением земельного или миграционного законодательства (всего по 193 категориям проблем). Принятое на Портале «Наш Санкт-Петербург» сообщение автоматически направляется на отработку в орган власти по принадлежности, при этом отработка находится на особом контроле у руководства города. Гражданин имеет возможность следить за ходом рассмотрения его обращения, оценивать полученный ответ, а также направлять повторное обращение в случае принятии мер в недостаточном объеме. Портал также позволяет оперативно доводить до жителей актуальную информацию о планируемых отключениях в доме, работах, которые предусмотрены в рамках адресных программ по благоустройству, текущего и капитального ремонта, о социальных объектах, расположенных рядом с домом.
Сведения о работе Портала «Наш Санкт-Петербург».
В марте 2019 года был запущен новый проект «Инцидент Менеджмент», позволяющий принимать сообщения жителей Санкт-Петербурга, поступающие через социальные сети в адрес губернатора Санкт-Петербурга. Ответы подготавливаются в кратчайшие сроки (1-2 дня) и направляются жителям в социальных сетях от имени правительства Санкт-Петербурга или губернатора Санкт-Петербурга.
Безопасность петербуржцев
Для максимального обеспечения безопасности петербуржцев и гостей города используется аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». В него входит городская система видеонаблюдения, система экстренных вызовов 112, система мониторинга безопасности социальных объектов, система централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга и ряд других важных систем.
Сведения о системе «Безопасный город».
Интеграционной платформой, объединяющей системы ГИС АПК БГ, является АС «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (АС «ПППУР»), которая обеспечивает контроль органами повседневного управления и правоохранительными органами происшествий и событий в Санкт-Петербурге. В 2019 году АС «ПППУР» интегрирована с системами мониторинга судов и лесных пожаров, реализовано автоматическое определение социально-значимых событий с использованием нейросетей. Также обеспечен контроль передвижения водного транспорта в акватории реки Невы, реках и каналах Санкт-Петербурга, поэтапно создается высокоплотная сеть устройств мониторинга состояния атмосферного воздуха.
Важным результатом является и запуск мобильного приложения «Безопасный Санкт-Петербург». С его помощью можно организовать оперативную съёмку в местах, где нет стационарных видеокамер. В приложении есть как ведомственный сегмент для сотрудников власти, так и публичный – для жителей Санкт-Петербурга. Используя приложение, жители Санкт-Петербурга могут найти ближайшую к месту события видеокамеру и увидеть её обзор, направить заявку на сохранение видеоархива, передать видео с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения и многое другое.
Высокие результаты работы, направленной на цифровизацию города, отражают и места, которые Санкт-Петербург занимает в федеральных рейтингах.
Ключевые городские IT-события
Комитет регулярно организует в Санкт-Петербурге мероприятия всероссийского и международного уровня, направленные на развитие информационных технологий. Наиболее значимые события 2019 года таковы.
- VI Всероссийский форум в области информационных и коммуникационных технологий «IT-Диалог 2019», в котором приняли участие 45 регионов Российской Федерации, а также зарубежные государства. Ключевой темой стали эффективные приёмы цифровой трансформации регионов страны, их объединение в единую цифровую среду, а также определение роли лидеров цифровизации – CDO и CDTO регионов.
- II Петербургский цифровой форум, основной целью которого является создание такой единой площадки, на которой руководители предприятий разного уровня, опыта и компетенций, институтов развития, финансовых «спутников», вузов, государственных органов могли обсудить вопросы использования инноваций, получить знания от флагманов индустрии, обсудить наболевшие темы и выработать стратегии для решения задач цифровой экономики. В прошлом году основной повесткой была цифровая стратегия государства в стратегических отраслях развития, возможности и барьеры внедрения современных цифровых технологий в ключевых отраслях. Участниками форума стали почти четыре тысячи человек.
Коротко о будущих задачах
В 2020 году одним из ключевых направлений деятельности Комитета по информатизации и связи будет, безусловно, являться исполнение обязательств по реализации региональных проектов «Цифровой экономики».
В целом на долгосрочную перспективу задачи перед нами стоят, конечно, масштабные. Важна выработка новых подходов к организации деятельности. Здесь флагманом традиционно выступает бизнес, однако госсектор и руководители органов власти не могут остаться в стороне и должны адаптировать работу своих ведомств к требованиям современности. Важно учитывать, что в IT-секторе быстрее, чем где бы то ни было, возрастает сейчас сложность проектов, их комплексность. Если раньше доминировала отраслевая автоматизация, то сейчас требуется кросс-отраслевой подход, объединение разрозненных отраслевых процессов в сквозные, сложносоставные, ориентированные на получение качественно новых результатов, заметных гражданам и бизнесу.
И, бесспорно, важнейшим результатом нашей деятельности является качество жизни петербуржцев. Мы должны не только делать их жизни лучше благодаря комфортной городской среде и развитым технологиям, но и всячески вовлекать их в цифровизацию. Подготовка и переподготовка кадров для цифровой трансформации – это не только повышение квалификации госслужащих или людей, занятых в промышленности, где активно развивается роботизация. Это изменение сознания каждого гражданина, повышение цифровой грамотности, доверия к технологиям, сокращение цифрового неравенства. Мы должны приложить к этому все усилия. Технологии, особенно повсеместно применяемые в среде города, не могут сильно опережать моральную и физическую готовность его жителей, которые будут использовать их каждый день.
Все созданные нами системы и внедрённые программные решения служат одной цели – сделать счастливее каждого петербуржца. И мы надеемся, что в дальнейшем нам удастся не только подтвердить достигнутые результаты, но и вывести цифровое госуправление и электронное правительство на качественно новый уровень, отвечающий современным реалиям.
Станислав Казарин, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга
Источник: d-russia.ru