Договор без торгов. На Южном Урале узаконят нестационарную торговлю

В Челябинской области разработаны новые правила размещения нестационарных торговых объектов (НТО), одобрен ряд поправок, направленных на дополнительную защиту прав предпринимателей. Разработчики называют законопроект «сбалансированным», однако не исключают его дальнейшей адаптации. 

Ближе к «телу» 

Проект областного закона «Об условиях размещения нестационарных торговых объектов. » был рассмотрен в среду, 18 марта, на заседании комитета ЗСО по экономической политике и предпринимательству. 

Напомним, неразбериха в этой сфере продолжается с земельной реформы 2015 года, когда киоскеры фактически были выведены из правового поля. Отсутствие регламентов спровоцировало распространение нелегальной торговли, и позже, когда власти взялись за наведение порядка (читай: снос киосков), под удар попали и законопослушные коммерсанты. 

Сейчас законодательством регулируются только вопросы, связанные с включением НТО в схему их размещения, при этом не предусматриваются условия размещения. Киоскеры настаивают на том, чтобы добросовестные арендаторы могли продлевать договоры на размещение НТО без конкурсных процедур. 

На Южном Урале еще несколько лет назад пытались урегулировать эту проблему. Законопроект «Об условиях размещения нестационарных торговых объектов. » был принят в первом чтении еще в августе 2019 года. По словам председателя комитета ЗСО по экономической политике и предпринимательству Константина Захарова, после этого еще полгода продолжалась активная работа по формированию «тела» закона. «Понимание необходимости этого закона складывалось из огромного количества обращений предпринимателей. Отсутствие регламента регулирования приводило к тому, что киоски просто вывозили и выбрасывали. В то же время недобросовестные предприниматели ставили ларьки где угодно, присутствовала анархия, нарушались интересы и права жителей. Мы решили вмешаться в эту ситуацию и приняли законопроект в первом чтении», — рассказал он. 

Дальнейшее рассмотрение документа было отложено в связи с тем, что правительство РФ внесло в Госдуму смежный законопроект. «Но прошло семь месяцев, мы так и не дождались федерального закона, поэтому по инициативе губернатора мы вновь возвращаемся к рассмотрению регионального законопроекта, уже во втором и третьем чтениях», — отметил Константин Захаров. 

Трудности перехода Новая редакция проекта включает в себя ряд поправок. В частности, заключение договора на новый срок добросовестным предпринимателем без проведения торгов, срок такого договора устанавливается по выбору хозяйствующего субъекта, но не более чем на семь лет. 

Для предпринимателей, торгующих печатными изданиями, при заключении договора без проведения торгов предлагается смягчить условие о соблюдении доли газет и журналов в товарообороте, уменьшив с 50 % до 40, и включить в расчет выручку от книг. По мнению авторов проекта, это в полной мере соответствует государственной политике в области культуры по поддержке распространения печатных изданий. 

С целью устранения замечаний антимонопольного органа в случаях размещения НТО для сезонной торговли и торговли печатными изданиями вводится конкурентный механизм заключения договора на размещение объекта. Без торгов договор будет заключаться с единственным предпринимателем, подавшим заявление. Если же подано два и более заявлений, будет проводиться аукцион. «Это принципиально правильная позиция, — считает Константин Захаров. — Если на одно место претендуют два и более хозяйствующих субъекта, конкурс напрашивается сам собой». 

Кроме того, исключаются нормы о ежегодной индексации платы за размещение. Органы местного самоуправления будут самостоятельно устанавливать плату, что позволит учесть социально-экономические особенности развития территорий. 

Также законопроектом предусмотрены переходные положения для защиты прав предпринимателей в связи с принятием закона. В частности, если договор истекает в течение 90 дней со дня вступления в силу закона, добросовестный предприниматель вправе заключить договор на новый срок без соблюдения условия о подаче заявления в установленный срок. 

«Эта норма дает возможность предпринимателям, которые ранее не имели замечаний, претендовать на продление срока без торгов, — отметил Захаров. — Это, кстати, на руку и муниципалитетам, потому что найти добросовестного предпринимателя через торги — большая проблема. На торгах выигрывают те, кто предложил лучшие условия, но это не означает, что к ним потом не будет вопросов». 

Не догма В новую редакцию не вошла лишь одна поправка, поступившая от депутата ЗСО Сергея Буякова. Предлагалось наделить правом размещаться без торгов тех добросовестных предпринимателей, у которых уже истек срок действия договоров, но они ввиду отсутствия регламента остались на своих местах. «Эта поправка все-таки вносит некое неравенство между «старослужащими» предпринимателями, давно закрепившимися на определенной территории, и теми, кто хотел бы занять это же место на конкурентной основе, и по существующей схеме размещения НТО предложить, может быть, более интересные и современные форматы», — пояснил Константин Захаров. 

Депутат ЗСО Семен Мительман пообещал голосовать против отклонения этой поправки. «Закон тянули больше года. По многим объектам администрация Челябинска больше года вообще не отвечала на заявления о продлении аренды. И если мы эту поправку отклоним, то добросовестных предпринимателей, которые, может быть, торгуют на этом месте уже пять лет, сразу отправят на конкурс, а что такое конкурс, вы и без меня знаете. С вероятностью до 80 % его выиграют другие люди», — сказал он. 

Как отметил Константин Захаров, закон после его принятия может дорабатываться, и они обязательно вернутся к рассмотрению легализации коммерсантов, оказавшихся вне правового поля. «У меня предложение принять закон в таком виде. Он не идеален с точки зрения учета интересов всех сторон на сто процентов. Но он на сегодняшний день сбалансирован. К этому вопросу мы еще вернемся, я вам скажу когда. Закон не догма, и мы будем его адаптировать. Сейчас прежде всего важно добиться, чтобы в Челябинске была принята внятная схема размещения НТО». 

В результате решили вынести законопроект на голосование в ЗСО для принятия во втором и третьем чтениях. 

Комментарий Ирина Плещева, координатор Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров по Челябинской области, член рабочей группы по разработке законопроекта: «В Челябинске администрация города активно расторгала договоры аренды на протяжении последних трех лет, с 2017 года. На заявления предпринимателей о заключении нового договора отвечали тем, что эта процедура в соответствии с решением Челябинской гордумы предусматривает проведение торгов. Хотя в стратегии развития торговли РФ, принятой еще в 2016 году, был утвержден совершенно иной порядок: предприниматель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства по предыдущему договору, имеет право на продление без конкурентных процедур. 

В нарушение этой стратегии у нас был принят нормативно-правовой акт, согласно которому почему-то именно в нашем городе предприниматели должны были идти на торги. В то время как в других городах региона, да и всей страны, таких требований не было. 

Сейчас законопроект предусматривает продление договоров без торгов, но только при наличии действующего договора. При этом совершенно очевидно, что за последние три года старые договоры практически у всех закончились. На торги вышли порядка 600-700 предпринимателей, в то время как объектов в Челябинске — больше четырех тысяч. То есть около 80 % предпринимателей сейчас не имеют договоров, поэтому действие этой нормы на них не распространяется. Причем не по их вине. 

Мы предлагали поправку, по которой все предприниматели, имевшие договоры на 1 марта 2015 года, то есть на момент вступления в действие нового Земельного кодекса, должны иметь право на продление без торгов. При условии что они все эти годы исправно платили за землепользование, что объект не демонтирован и т.д. Таким образом, мы могли бы амнистировать добросовестных предпринимателей, тех, у кого было право на это место и кто продолжает работать. Могли бы отделить зерна от плевел. Однако эту поправку отклонили. Сказали: «Давайте примем законопроект таким, как есть, а позже разберемся». Нет ничего хуже, чем откладывать такие вещи в долгий ящик. По моим подсчетам, около 3,5 тысячи объектов будет демонтировано. В это число попадают и те, кто поставил киоск незаконно, но сносить будут всех под одну гребенку».

Источник: www.up74.ru

У вас недостаточно прав для комментирования