Письмо Рустаму Минниханову шлют главреды ряда печатных изданий. Коронавирус поразил газеты: они не попали в перечень товаров первой необходимости, киоски закрылись. «Производить и печатать я могу, а продавать — нет», — говорят главреды: сотни и тысячи экземпляров уже напечатанных газет и журналов не дошли до покупателя. Второй удар коронавируса ожидается по начавшейся подписной кампании. Ожидания участников рынка — в материале «БИЗНЕС Online».
Татарстан, как и ряд других регионов, не включил печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. Поэтому торговым объектам со специализацией «Печать» запретили работать в обычном режиме Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»
ПИСЬМО 10: ПЕЧАТНЫЕ СМИ ПРОСЯТ МИННИХАНОВА СДЕЛАТЬ ИХ ТОВАРОМ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. В ШТАБЕ УЖЕ ДУМАЮТ
Издатели, редакторы русских и татароязычных частных печатных СМИ, а также их дистрибьюторы накануне отправили президенту РТ Рустаму Минниханову письмо с просьбой включить газеты, журналы, печатную продукцию в перечень товаров первой необходимости, которые можно свободно продавать во время карантина. Копия письма, под которым стоят подписи 10 редакторов и издателей, оказалась в распоряжении «БИЗНЕС Online». В частности, среди них «Антенна-Телесемь. Поволжье», «Комсомольская правда», «Теленеделя», «Коммерсантъ (Казань)», «Аргументы недели».
Слово в слово следуя распоряжению правительства РФ от 27 марта, Татарстан, как и ряд других регионов, не включил печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. Поэтому дистрибьюторам, нестационарным торговым объектам со специализацией «Печать» запретили работать в обычном режиме. В то же время указ президента РФ Владимира Путина от 25 марта разрешил СМИ продолжать деятельность. То есть производить и печатать газеты, журналы в Татарстане можно, а продавать — нет. Приостановка или блокировка распространения печатных СМИ поставила под угрозу существование целого ряда изданий, в том числе деловых, информационных, познавательных, и научно-популярных журналов, которые пользуются спросом в Татарстане.
В основном это негосударственные издания, которые делали ставку на розницу. Но и в государственных СМИ не в восторге от ситуации. По словам гендиректора АО «Татмедиа» Шамиля Садыкова, вопрос возобновления работы киосков рассматривается в оперативном штабе. «Часть киосков в республике продолжает работать и реализует наши издания, — пояснил он. — Важно, что львиная доля тиража изданий АО „Татмедиа“ — это подписка. „Татарстан почтасы“ не останавливает работу, наши подписчики получают газеты вовремя». Продолжает работу альтернативная доставка через волонтеров, сотрудников самих редакций, нет никаких препятствий продажам через те же продуктовые магазины. Редакции СМИ АО «Татмедиа» — газеты, журналы, телерадиокомпании — трудятся в ежедневном режиме. «Журналисты оперативно освещают новости на сайтах и в социальных сетях. Активность аудитории интернет-ресурсов выросла в последние дни на порядок — читатели ждут достоверную информацию, и журналисты в городах и районах понимают всю ответственность», — подчеркнул собеседник «БИЗНЕС Online».
«Работаем как на войне», — рассказала представитель журнала «Антенна-Телесемь. Поволжье» (группа компаний Hearst Shkulev Media и «ИнтерМедиаГруп») Наталья Татарова о впечатлениях с начала введения жестких ограничительных мер на въезд и выезд из городов. Журнал печатается в Нижнем Новгороде, и казанский филиал продает его в Республике Марий Эл, Чувашии и Татарстане, средняя цена — 34 рубля. Последний номер вышел в среду тиражом 40 тыс. экземпляров. 10 тыс., предназначенных покупателям в РТ, осталось на складе! По словам Татаровой, из 30 тыс. экземпляров, что взяли на продажу, часть вернется — снизился трафик, закрылись киоски с сотрудниками старше 60 лет. «Журнал, печатные издания покупают по привычке, поэтому после карантина мы ощутим еще одно снижение тиража. А большинство киосков, у которых и до кризиса были проблемы, скорее всего закроется», — предположила она в разговоре с «БИЗНЕС Online». Тем не менее филиал подготовит к выпуску следующий номер с учетом снижения продаж.
Шамиль Садыков: «Важно, что львиная доля тиража изданий АО «Татмедиа» — это подписка. «Татарстан почтасы» не останавливает работу, наши подписчики получают газеты вовремя» Фото: «БИЗНЕС Online»
МИННИХАНОВУ ПИШУТ ИЗ МОСКВЫ, А В РЕДАКЦИИ ЖДУТ ФИНАНСОВЫХ УДАРОВ
Из-за неоднозначной ситуации издатель газеты «Аргументы недели» в Республике Татарстан, Марий Эл, Чувашии и Ульяновске Ирина Мухина в понедельник отказалась от печати в типографии «Идел-Пресс» 10-тысячного тиража газеты, из которых 9 тыс. расходится в торговые точки, 1 тыс. — по подписке. Подписчики получили газету — ее напечатали в Москве без региональной вкладки и доставили читателям «Почтой России». Розничная цена газеты — от 35 до 45 рублей. «Письмо подписали не только издания, которые продаются, но и дистрибьюторы, — рассказывает Мухина. — По моему мнению, дотационные из бюджета РТ издания это затронуло в меньшей степени. Мы же „вольные стрелки“, которые нарабатывают аудиторию кровью и потом. Розничные продажи — наше все, потому что рекламные доходы в „Аргументах недели“ не являются основными. Жду финансовый удар в ближайшие две недели. Сложилась противоречивая ситуация, когда производить и печатать я могу, а продавать — нет. Получается, что продавать алкоголь в супермаркетах можно, а газету — нельзя!»
Сложности с реализацией печатной прессы подтверждают в казанском «Коммерсанте». «Мы лишились весомой части каналов сбыта, — рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ шеф-редактор издания Ольга Кудрина. — Ситуация усугубляется еще и тем, что не работают точки общепита, отели, куда мы поставляли часть тиража по спецконтрактам». Вариант снизить издержки за счет сокращения печатного тиража тоже не работает. Издательство «Идел-Пресс», которое печатает газеты, резко поднимает цену экземпляра, ссылаясь на рост собственных постоянных издержек. «Если сократить тираж вдвое, стоимость экземпляра может вырасти более чем в 2 раза, несмотря на снижение расхода типографской краски и бумаги», — поясняет Кудрина. От оценок потерь она воздержалась. Казанская редакция, напомним, издает не только печатную версию газеты, но и электронную, журналисты продолжают работу. «Лишать нас доходов тоже не стоит, за нами стоят коллективы», — резюмирует шеф-редактор, напоминая, что ряд регионов России включил печатную прессу в список товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в условиях самоизоляции.
Во вторник, 31 марта, о перебоях в работе печатных СМИ РТ узнали в Москве. Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сергей Волин написал письмо президенту РТ, в котором заявил, что утвержденный правительством РФ перечень товаров первой необходимости носит рекомендательный характер, расширить его может субъект РФ, как это уже сделал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова подтвердила «БИЗНЕС Online» получение письма от Волина на имя главы республики. «Решение этого вопроса сейчас в работе», — сказала она.
«БИЗНЕС Online» также направил запрос в агентство «Татмедиа», выполняющее в РТ функцию минпечати, о вариантах поддержки печатных изданий, но ответа на момент публикации получено не было.
Ольга Кудрина, «Коммерсантъ (Казань)»: «Мы лишились весомой части каналов сбыта. Ситуация усугубляется еще и тем, что не работают точки общепита, отели, куда мы поставляли часть тиража по спецконтрактам» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»
ПОДПИСНАЯ КАМПАНИЯ ПОД УГРОЗОЙ. А БЕСПЛАТНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ГАЗЕТЫ ПОКА БОДРЯТСЯ
Ситуация затронула и частные татароязычные издания. Главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета») Ильфат Файзрахманов рассказал, что тираж снизился на 2 тыс. розничных экземпляров, но остались 10,5 тыс. подписных.
«Даже если печать вернут на полки, в киоски — это вряд ли поможет. Все сидят по домам на самоизоляции, — сказал Файзрахманов, уточнив, что для выпуска последнего номера он три дня не выходил из редакции — сотрудники „на удаленке“, процессы тормозятся. — И потом, киоски работают с нами нечестно, есть недоимки. Мы продаем одну газету за 11 рублей, а в киосках она стоит 25-35 рублей. Наценка под 300 процентов! Не проданные газеты возвращают обратно. Работаем в убыток, потому что это поддерживает тираж, люди видят издание в рознице. Так что уход с полок не критичен. Проблема в том, что началась подписная кампания и она уже вряд ли будет успешной. Бюджетные газеты как были так и будут, а частным газетам будет трудно».
Не успел уменьшить заказ редактор газеты «Сиражи сузе» Искандер Сиражи, у него в редакции лежат 700 номеров для розницы. «В подписную кампанию раскидаем по районам потенциальным читателям», — сказал Сиражи, уточнив, что тираж издания 8 тыс. экземпляров.
Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова рассказала, что в понедельник дистрибьюторы аннулировали заказы, поэтому тираж упал с 22 тысяч до 19,5 тыс. экземпляров. «Розницу временно потеряли. Но есть подписка, почтальоны продолжают работать, доставлять газету», — рассказала Якупова. Несмотря на режим массовой самоизоляции «Казанские ведомости» продолжают подписную кампанию. В номере за 2 апреля опубликовали шпаргалку для читателей о том, как подписаться на газету в Интернете. «Конечно, люди стали тратить больше денег на товары первой необходимости, но мы надеемся сохранить аудиторию, — рассказывает Якупова. — Как режим самоизоляции скажется на подписке? Пока об этом сложно говорить».
Венера Якупова, «Казанские ведомости»: «Розницу временно потеряли. Но есть подписка, почтальоны продолжают работать, доставлять газету» Фото: «БИЗНЕС Online»
В АО «Татмедиа» смотрят в будущее подписки со сдержанным оптимизмом. «Подписная кампания пока в начальной стадии — была досрочная подписка на второе полугодие и часть подписчиков уже выписали наши издания, будет декада льготной подписки — мы уверены, что сохраним наших подписчиков», — отметил гендиректор медиахолдинга Шамиль Садыков.
Поползли на рынке и слухи о тяжелой ситуации в бесплатных рекламных газетах, для которых одним из важнейших каналов реализации были раздача на улицах, в метро, в заведениях общепита и по почтовым ящикам населения. Бизнес режет рекламные бюджеты, и это не может не сказаться на финансировании рекламных газет. Но, к примеру, в газете «Pro Город Казань» проблем не увидели. По словам директора издания Софьи Ильиной, редакция продолжает работу в привычном режиме. Никто не препятствует распространению газеты по почтовым ящикам, к тому же «не все умеют пользоваться Интернетом, поэтому хотят получать печатные издания». Директор холдинга RNTI Media group в Казани Антон Кривокорытовдобавил, что ситуация быстро меняется, поэтому в компании наладили сотрудничество с одной из сетей магазинов. Оттока рекламодателей представители холдинга не заметили, отметив, что сейчас «самое время рекламировать себя и работать на формирование имиджа своего бизнеса», ведь люди сидят дома и проводят много времени за чтением различных СМИ.
Источник: business-gazeta.ru