Как ранее писал сайт БК 55, у омского предпринимателя Алексея Бобошко были разбирательства с администрацией Кировского округа, которая в свое время отказала ему в заключении договора на размещение торгового павильона на одной из остановок общественного транспорта по улице Степанца.
После проверки выяснилось, что Бобошко обладал правом на заключение договора без проведения аукциона в связи с наличием действующего договора аренды земельного участка. В конце концов прокуратура внесла главе администрации Кировского административного округа представление, по результатам рассмотрения которого торговый объект заявителя внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Омска.
Глава администрации округа, в свою очередь, вынес распоряжение о заключении с предпринимателем договора на размещение торгового павильона, но, увы…
Омский бизнес Бабошко с его киосками по продаже печатной продукции переживает не лучшие времена в том числе и потому, что этот предприниматель остается верен себе: в его киосках нет сопутствующих товаров. Хотя другие предприниматели просто вынуждены вместе с «печаткой» продавать сопутствующие, где убытки от реализации печатной продукции покрываются продажей тех же сигарет.
Вопрос: как выживать в сложившихся условиях таким как Бобошко, торгующим исключительно печатной продукции?
Не добавляет оптимизма предпринимателю утвержденный губернатором 28.02.2020 план действий по поддержке и развитию системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на период до 2023 года. Этот план был разработан согласно поручению правительства РФ от 31.10.2019 г.
В поручении, в частности, сказано:
«Прошу принять меры по достижению норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции, имея в виду:
— принятие региональной программы по поддержке и развитию системы распространения печатной продукции с использованием НТО;
— предоставление льготных условий по заключению договоров на размещение НТО по продаже печатной продукции. Срок до 01.03.2020 г.
Меры поддержки обсудили, проголосовали, программу приняли, подписали, говорит Бабошко, — Отлично. Второй пункт поручения проигнорировали. Разошлись по кабинетам. Отчитались. Успокоились. Я понимаю, что сегодня чиновникам не до киосков, но о поручении было известно еще полгода назад, для принятия решений времени вполне достаточно. А потом мы удивляемся, почему Омск первый по оттоку населения? В том числе и поэтому.
ФОТО. В списках значится, при этом давно не работает
— План действий утверждал губернатор. В этот план включены конкретные меры поддержки. Так? Что вас не устраивает в этом документе?
— Я полагаю, что не только меня. Не устраивает издателей, иначе они не обращались бы к мэру и губернатору с открытым письмом в конце прошлого года. Весь 2019-й год каждая местная еженедельная газета выпускала тревожный материал о судьбе киосков с прессой и обращение к чиновникам изменить условия развития отрасли. Уполномоченный по правам предпринимателей направлял обращение мэру с просьбой обратить внимание на данный сектор торговли.
Не устраивают сроки введения мер. Постоянный читатель «Бизнес-курса» наверняка знает, сколько лет я пытаюсь убедить мэрию, что созданные в Омске условия существования на рынке НТО убьют специализированную торговлю прессой, омские издатели бьют тревогу года два. Дождались, когда правительство РФ установило жесткие сроки по изменению договоров для точек продажи печати, а именно до 1 марта текущего года. «А воз и ныне там».
ФОТО. На том месте, где должен стоять специализированный киоск, стоит «Бристоль»
— Есть положительные примеры в других регионах?
— Да, конечно. Не буду напоминать про Липецк с Воронежем. Этот список дополнили новые регионы. Можно отметить, что нулевая арендная ставка стала реальностью в Ленинградской области, Ямало-Ненецком АО. В Челябинске проект к закону о размещении НТО предполагает особые условия для прессы. Эти меры оправданы, — считает вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. Печать по-прежнему востребована населением. Основным каналом доставки периодики потребителям выступают специализированные киоски.
Я рад, что здравая мысль звучит из уст чиновника, хоть этот чиновник не из Омска. Тем не менее, это утверждение справедливо для нашего города.
— Почему же, по вашему мнению, принятие решений тормозится в Омске?
— Я предполагаю, что все дело в подсчете точек и неверно поданной информации. Знаете, есть известная шутка: «неважно как проголосуют, важно как посчитают». Мне кажется именно тот случай. Смотрите: минимальный норматив для Омска 162 НТО по специализации печатная продукция. Администрация города информирует губернатора, что фактически в городе 187 НТО. Если верить этим цифрам, то норматив перевыполняется на 15,4%. Губернатор смотрит на эти цифры и полагает, как я думаю, — оснований для срочных, радикальных решений нет.
— А на самом деле сколько их?
— Предполагаю, что на самом деле предоставляемая мэрией статистика не соответствует действительности. В 2018-м году на страницах вашего журнала я уже пояснял свою позицию по поводу исхода аукционов: фигурист должен соревноваться с фигуристом, а боксер с боксером. Наши чиновники полагают, видимо, иначе. Поясню подробнее, в январе состоялся аукцион по предоставлению в аренду места под печатную продукцию: в результате это место сдается победителем под продукты.
Александр Леонидович (это я к губернатору обращаюсь), а ведь это место значится в статистике, той самой, что предоставила Вам мэрия, как точка продажи прессы.
На днях состоятся торги в ЛАО. Два лота которых (по 9 кв. м.под специализированную печать) находятся на 18 кв. м. выделенного участка. Причем этот участок находиться в месте которое невозможно назвать проходимым. То есть прессе предлагается установить киоски бок о бок в безлюдном месте.
— Для чего, какая цель таких действий? Я бы даже спросила, а почему не три?
-Предполагаю, для того, чтобы был наглядный пример, когда чиновникам в нужный момент можно будет заявить: мы им (прессе) предлагали места, они сами не заявляются. Вот читает губернатор план действий, а там написано: предоставляемые места не востребованы. Бурков же не будет разбираться, что за места почему не востребованы? Понимаете? Возьмем аукционную статистику конца прошлого года. Проезжаем по обозначенным адресам и убеждаемся, что на местах значащихся как специализированная продажа печатной продукции, такой продажи не ведется и не предполагается.
Могу приводить примеры далее, но не буду. Вместо этого хочу официально обратиться к губернатору. Александр Леонидович после нашей встречи радикального в сторону улучшения ничего не произошло, в том числе из-за того что у представителей отрасли (прессы) и мэрии, статистика, что называется не сходится. Поэтому предлагаю встретится с вами после «переписи» действующих НТО со специализацией печатная продукция. Чтобы исключить разночтения, мэрия (официально обращаюсь к Оксане Николаевне Фадиной) предоставляет адреса 187 фактически действующих (по мнению мэрии) объектов, издательству БК55. Представители отрасли совместно проедут по всем адресам и зафиксируют реально действующие НТО по соответствующей специализации. Уверен, что данную инициативу по переписи точек поддержат все издатели Омска, ведь кто как ни они заинтересованы в сильной качественной и многочисленной сети НТО. По итогам станет ясно куда и с какой скоростью двигаться.
— Как вы считаете предложение будет принято?
-Это предложение на мой взгляд вполне конструктивно. А мы с вами Аня обязательно встретимся и расскажем читателям итоги совместной работы мэрии и издателей по учету фактически действующих специализированных точек продаж.
Вопрос о газетных киосках «повис в воздухе», их судьба напрямую зависит от расторопности местных властей и от того, как они слышат голос правительства РФ. Омские читатели и издатели не теряют надежды на здравый смысл, ведь у многих из них не пропало желание держать в руках свежую газету.