Президент РТ Рустам Минниханов сегодня после заседания Госсовета РТ провел в республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям онлайн-встречу с представителями СМИ, издателями, директорами телеканалов. ВКС-конференция под названием «Деятельность СМИ в период борьбы с коронавирусной инфекцией» была организована в мессенджере Zoom — журналистов попросили подключиться заранее, чтобы не было технических накладок, если вдруг глава РТ задаст кому-то вопрос или захочет услышать обратную связь. Но до этого не дошло: плотный график президента подразумевал в рамках визита в «Татмедиа» еще и посещение редакции агентства «Татар-информ» и детского татароязычного журнала «Салават Купере», в котором в тот момент был онлайн-урок рисования. Там одна из девочек спросила Минниханова, любит ли он играть в игры на телефоне. Глава РТ ответил, что любит, когда время есть, и продемонстрировал монитору, с которого шла трансляция, свой гаджет. Собственно, на этом все вопросы к нему в стенах «Татмедиа» и закончились, а конференция со СМИ стала скорее напутствием по работе медиа в пандемию.
«Мы переживаем не самые простые времена, у нас наложилось сразу несколько проблем в одно время. Это и экономические, связанные с самоизоляцией, приостановкой работы многих компаний. К тому же и добавка — цена на нефть. Это очень большая проблема и для нашей страны, и для нашей республики. Ну и коронавирус — нас очень беспокоит здоровье граждан, как мы пройдем данный сложный путь. Есть опыт Китая, не очень хороший опыт Европы, США. В этой работе, по всем направлениям надо дать объективную информацию, тем более социальные сети, некоторые товарищи наши злоупотребляют и распускают совершенно неправильные [слухи], — обратился Минниханов к журналистам, зайдя в зал для брифингов. — Сегодня настало такое время, когда у вас, пресса, самая объективная, правильная информация. Вы можете из первых уст муниципального, республиканского, корпоративного уровня взять информацию и донести до людей, дать четкое опровержение тем фейкам, которые пытается кто-то запустить».
Президент отметил, что, когда люди более свободны, они еще больше нуждаются в информации. «Сегодня говорят, что самоизоляция чересчур жесткая. Значит, надо разъяснить, почему она в такой форме, а не в другой, почему парки не открыты, почему дети в школу не ходят. Если это правильно разложить, люди будут менять свое мнение», — призывал он. Другая задача — информировать, что происходит, куда обратиться, что нужно сделать. Причем, по его словам, эта информация никогда не будет лишней, даже если ее повторить 10, 20, 100 раз. «Нужны примеры, — наставлял глава РТ. — Есть, к сожалению, примеры очагов — все думают, что эта беда кого-то касается и до них не дойдет».
Отдельный блок президентских наставлений был посвящен персональной безопасности журналистов. «Вы, как и медики, должны быть на переднем плане. Если вы не станете находиться на улице, общаться с ответственными лицами в клиниках, на предприятиях, конечно, ваше информационное поле тоже сузится, — размышлял Минниханов. — Есть риски: я маску открыл, чтобы вы меня не перепутали с Сафаровым. Он тоже иногда в таком костюме ходит. Надел перчатки, маску — это жизненная необходимость. Своим примером вы должны показать, как надо беречь себя и своих близких. Вы на работе — там ваши коллеги, те, с кем вы работаете, берете интервью, посещаете предприятия, а потом приходите домой».
Он отметил, что для того, чтобы журналисты получили информацию, нужно иметь круг общения, доступ к источникам. «Мы тоже расширим [взаимодействие], найдем новые формы, как эту информацию доводить до вас. Но и с вашей стороны тоже все время показывать какие-то ужасы неправильно. Есть очень много положительных примеров, компании, которые оказывают огромную поддержку медицине, муниципалитетам, физлицам. Огромное количество волонтеров. Точки, которые обеспечивают доставку питания, — там простые ребята, девчата работают, рассказать о них. Показывать, чем можно занять себя во время коронавируса. Вы должны подходить творчески, себя можете проявить. Все это востребовано», — говорил президент.
По его словам, сегодня смотрибельность телевизионных каналов растет. «К сожалению, телевидение шло на спад, а сегодняшняя ситуация показала, что наиболее объективную и правильную картинку можно получить своевременно через телевизионные каналы и печатные издания. Мы обсудили, как можно расширить печатную продукцию, и в то же время мне рассказали, что вся наша информация должна быть представлена в электронном виде для тех, кто любит не бумагу, а интернет. В районах тоже много позитивных примеров. Понятно, надо людей предупреждать, рассказывать. Представьте, медсестры, врачи работают в грязной зоне. Я заходил в инфекционную больницу, надевал все костюмы… Знаете, это же не только пройти посмотреть — надо целый день работать, не делая ошибок. Огромный труд, о таких людях нужно говорить с благодарностью. Я хотел бы, пользуясь возможностью, поблагодарить всех вас, попросить быть более аккуратными, беречь себя и в то же время оставаться на острие. Вся информация должна быть в прессе, телевидении, интернете. Для этого вам придется рисковать, но рисковать [надо] разумно», — заключил он.
Журналистов попросили подключиться заранее, чтобы не было технических накладок, если вдруг Минниханов задаст кому-то вопрос или захочет услышать обратную связь Фото: president.tatarstan.ru
Предложения СМИ: социальная реклама и попадание в перечень пострадавших отраслей
Еще до Zoom-встречи с президентом гендиректор ТНВ Ильшат Аминов собрал мнения руководителей СМИ и издательств, в какой поддержке они нуждаются. Все отмечали потерю рекламных контрактов, кто-то жаловался на дорогую аренду. Шеф-редактор «БИЗНЕС Online» Алексей Брусницын предложил на время пандемии снять вообще со всего малого и среднего бизнеса налоговую нагрузку (кроме НДФЛ). Также государство могло бы размещать в СМИ социальную рекламу, которая, с одной стороны, пропагандировала бы соблюдение норм безопасности, а с другой — поддержала бы медиа.
Предложение нашло поддержку, об этом же заявили, например, редактор «Казанского репортера» Антон Райхштат и гендиректор телеканала «Без» Дамир Давлетшин. Последний сформулировал еще одну боль: кроме аренды, приходится оплачивать и членство в РАО (российское авторское общество). «Есть такая проблема, — поддержал его Аминов. — Согласно договорам, и РАО, и ВОИС (всероссийская организация муниципальной собственности) мы должны платить с доходов, полученных от трансляций соответствующих литературных и музыкальных произведений. А доходов ноль! Это серьезный вопрос, но не к президенту».
Главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова сообщила, что рекламные доходы газеты тоже значительно сократились. «Мы печатаем, но оплата будет только в июле-августе, потому что рекламодатели говорят, что счета заморожены. Хотелось бы поддержать и розницу, которая говорит, что хорошо бы отменить аренду до конца года, чтобы сохранить рынок распространения печатных СМИ, — предложила она. — Может быть, снизить тариф по электроэнергии, может, сделать льготы им, потому что люди привыкли покупать газеты в киосках, и нужно, чтобы этот сегмент рынка тоже поддержали». Но самое главное, по ее словам, попасть в перечень отраслей российской экономики, которые сильнее всего пострадали, чтобы была какая-то государственная поддержка в вопросах зарплаты.
Взяла слово и пресс-секретарь минсельхоза РТ Роза Лотфуллина, которая, реагируя на предложение о социальной рекламе, пояснила, что министерство работает со СМИ и на коммерческой основе, но это попало в графу «Другие расходы» — они не первоочередные и оказались заморожены до июля. По ее словам, такая ситуация у всех госорганов.
Генеральный директор ГУП «Татарское книжное издательство» Ильдар Сагдатшин предложил на период самоизоляции размещать заказы на печатную продукцию от госорганов в полиграфическом комплексе, а не отдавать ее за пределы республики. «Зачастую выигрывает тендер то или иное издательство и печатает продукцию в Твери, Воронеже, еще где-то. Хотя у нас есть свой полиграфический комплекс „Идел-Пресс“», — сказал он.
Директор издательского дома «Логос» Максим Андреев попросил не забывать и полиграфические предприятия. «На наших плечах зиждется вся издательская отрасль. Если нам будет сильно плохо, то мы выпустить СМИ не сможем. Проблема — неопределенность в валютных курсах, а мы работаем на всем импортном: бумага, краска, расходные материалы, поставщики уже сегодня меняют цену», — рассказал он.
«Я все записал, потом в докладной записке изложу все ваши предложения, они будут опубликованы на сайте союза журналистов. Реакцию посмотрим», — заверил Аминов.
Источник: business-gazeta.ru