По оценкам опрошенных "ДП" экспертов, падение выручки в книжных магазинах Петербурга составляет от 70 до 100%. Кризис начался еще до введения режима нерабочих дней.
"У многих оборот уже в марте падал на 50–60%, так как люди стали меньше выходить на улицу, — рассказывает совладелец магазина “Подписные издания” Михаил Иванов. — У нас оборот примерно 15% от того, что было. Да, онлайн–продажи выросли в 2 раза. Но их особенность в том, что неважно, какой у тебя сервис. Важна только цена".
Возможности для серьезного демпинга имеют лишь крупные игроки. Но генеральный директор книжной сети "Буквоед" Дмитрий Репин тоже настроен пессимистично: "Интернет–продажи до объявления пандемии составляли около 10% от общего объема. Ранее наши магазины являлись пунктами выдачи заказов. Сейчас магазины сети закрыты, а в условиях самоизоляции покупатель, привыкший к покупкам книг офлайн, в онлайн не переходит. Читатели ждут окончания пандемии, чтобы вернуться к привычному ритуалу".
"Любой книжный магазин, закрываясь на время, имеет шансы больше не открыться. Новые книжки должны быстро поступать, неликвидные — быстро сдаваться обратно. Сейчас новые не отгружаются, старые — залеживаются. Магазин постепенно уходит в долги. Его может спасти только хороший арендодатель. Или комьюнити, которое будет не только покупать, но и пожертвования делать", — рассуждает генеральный директор магазина "Во весь голос" Анастасия Сопикова.
Основатель магазина "Фаренгейт 451" Платон Романов считает, что независимый книжный в принципе не может существовать за счет онлайн–продаж. Иначе теряется специфическая живая атмосфера. "От государства нам ничего не нужно, пусть перестанут мешать. И в обычные дни книготорговля не очень прибыльное дело, сейчас же книжный бизнес оказался на грани вымирания. Ну хорошо, месяц мы продержимся на упорстве и упрямстве. Что будет дальше — неясно. Если закроются книжные магазины, это очень сильно ударит по небольшим издательствам", — говорит он.
Владельцы магазинов надеются, что после пандемии произойдет всплеск внутреннего туризма. Подобное уже было после кризиса 2014 года. Тогда петербургские книжные неплохо подняли выручку за счет сувенирной продукции и редких изданий, недоступных в регионах. Но в любом случае, по мнению Михаила Иванова, книжный рынок окажется отброшен назад лет на десять.
"Не будет проигравших и выигравших. После таких потрясений все будут восстанавливаться очень медленно. Минимальный срок восстановления нашей сети — не менее 6 месяцев, а отрасли в целом — от года, возможно, больше", — резюмирует Дмитрий Репин.
Источник: dp.ru