Доходы падают, тиражи сокращаются, льгот нет: коронавирус "поразил" приморские СМИ

На первом в истории Приморского СЖР онлайн-заседании встретились руководители краевых СМИ. Работники сферы медиа считают, что из-за введения ограничительных мер они пострадали не меньше остальных, а потому налоговые и другие преференции должны распространяться и на них тоже. Участники встречи договорились отправить письмо губернатору Приморского края – в нем они просят включить СМИ в число наиболее пострадавших отраслей, сообщает ИА PrimaMedia.

Рекламные доходы стремительно падают, работы становится меньше, число сотрудников приходится сокращать – журналисты уверены, что они заслуживают помощи, потому что не меньше других пострадали в сложившейся ситуации.

– Рекламные доходы упали на 70%. Никаких льготных кредитов и отсрочки аренды мы не получили, зарплату сотрудникам мы выплачиваем в полном объеме, а как жить дальше – непонятно. Хотелось бы, чтобы социальные взносы наконец-то сократили до 15%. Апрель – абсолютно "мертвый" месяц, никаких льгот мы не получили, – делится редактор газеты "Золотой Рог" Андрей Пушкарев.

Андрей Пушкарев. Фото: ИА PrimaMedia

Заместитель генерального директора ПАРИ Александр Сырцов отметил, что сложности возникают в том числе и с распространением газет: "Владпресса" искусственно завышает цены на газеты, тем самым уменьшая читательский спрос. Также Александр Сырцов отметил, что в такие непростые времена журналисты должны помнить о своем профессиональном долге – перепроверять информацию и пытаться докопаться до правды. А вот уповать лишь на помощь властей журналист не рекомендует.

– Мы должны соблюдать свою журналистскую дистанцию, надо держать марку даже в этих тяжелых условиях, – говорит Сырцов.

Главный редактор журнала "СОБРАНИЕ exclusive" Татьяна Варнакова высказалась от имени всего "глянца".

– На протяжении двух недель я прорабатываю вопрос о том, как нам выходить из этой ситуации. Что мы должны попросить у государства? В первую очередь, того, чтобы нашу отрасль признали пострадавшей. Сегодня правительство изъявило желание помочь пострадавшим компаниям и направить им выплаты в размере МРОТ на каждого сотрудника. В случае, если нас признают пострадавшими, на нас распространятся и другие преференции, касающиеся аренды, компенсаций и кредитов. Единым фронтом мы сможет добиться того, чего заслуживаем, а лишнего мы не просим, – говорит Варнакова.

Непростая ситуация коснулась и филиалов федеральных редакций во Владивостоке.

– Только наличие московской федеральной редакции не спасает нас от всех проблем. Падает тираж, происходит отток читателей. И "Владпресса" сократила розницу, и у людей лишних денег нет. Что касается поддержки, то я не верю в кредиты и помощь по аренде. Но есть другой способ помочь. Сейчас идет активная подписная кампания на второе полугодие, и нужно заострить внимание на этом. Нужно попросить правительство и Почту России как-то включиться в этот процесс. Льготным категориям граждан можно выделять деньги на подписку. Сохранение подписки – это хороший инструмент поддержки СМИ, – считает главный редактор "АиФ" в Приморье Дмитрий Хабалов. С этим мнением согласен и его коллега из "Российской газеты" Константин Бахирев: помочь печатным изданиям может "массовая" подписка.

О том, что поддержка требуется в первую очередь печатным СМИ, согласен и главный редактор делового еженедельника "Конкурент" Виктор Старицин.

– Печатные СМИ нуждаются в поддержке. Даже не столько в виде прямых финансовых вливаний, потому что они и так есть. Я бы предложил сосредоточиться на вопросах развития розницы, у нас ведь почти полностью убита киосковая розница. Этот сегмент, в силу ряда причин, мертвый, но региональные и муниципальные власти в силах что-то с этим делать. Для этого нужна программа. Газетные киоски продают что угодно, кроме газет, хотя они должны обеспечивать 100%-ую дистрибуцию печатной прессы. А этот бизнес, прикрываясь словом "газеты", как крышей, процветает и ведет свою мелкорозничную торговлю, – говорит Виктор Старицин.

Виктор Старицин. Фото: ИА PrimaMedia

Предложения по поддержке отрасли и выходу ее из кризиса озвучили и представили муниципальных и районных СМИ.

Руководитель клуба главных редакторов Приморского края Яна Попова считает, что во всех муниципальных и районных СМИ ситуация примерно одинаковая. И очень непростая.

Яна Попова. Фото: ИА PrimaMedia

– Для районных средств массовой информации, которые в большинстве своем представлены муниципальными предприятиями, не предусмотрены компенсации для выплаты зарплаты сотрудникам. Более того, даже частным предприятиям для получения выплат нужно обязательно сохранить весь штат сотрудников, а также подтвердить свое "печальное" положение в апреле и снизить людям зарплату. Выполнить это условие мы уже не сможем, потому что прежде чем снижать людям зарплату, по закону мы должны предупредить их за два месяца. Так что здесь нам вряд ли что-то светит. Хорошей поддержкой стала бы поддержка типографий – повышение цен на полиграфические услуги грядет, и об этом уже заявили типографии, а у нас доходы падают. Присоединюсь к мнению коллег, что не совсем справедливо, что СМИ не попали в список пострадавших отраслей: мы лезем из кожи вон, по нескольку полос посвящаем коронавирусу и, по сути, выполняем государственную задачу, объясняя народу, что можно и что нельзя. А в итоге оказалось, что мы будто и не нужны в этой ситуации, – констатирует редактор информационно-издательского комплекса "Пульс – Северное Приморье" Жанна Чикризова.

Жанна Чикризова. Фото: ИА PrimaMedia

И.о. директора департамента информационной политики Приморского края Елена Бурмистрова, присутствовавшая на онлайн-заседании, взяла все предложения коллег "на карандаш" и заверила, что с каждым из них правительство края будет предметно работать. Кроме этого, Елена Бурмистрова напомнила о существующей в Приморье системе поддержки СМИ – заявки на гранты принимаются до 30 апреля. Конкурс на получение субсидий только объявлен. На эти цели в бюджете предусмотрено 33,5 млн рублей.

Редактор еженедельника "Бизнес-Арс" Евгения Суриц считает, что положение далеко не безвыходное: по её словам, это хороший стимул для развития. Евгения отмечает, что в сложившейся ситуации газеты стали читать даже чаще, растет также и число посетителей сайтов. Редактор призывает не отчаиваться и надеется на то, что власти всё-таки внесут СМИ в число наиболее пострадавших отраслей.

– Сегодня у нас первый опыт проведения наших заседаний в режиме онлайн. Конечно, живого человеческого общения это не заменит, и мы обязательно вернемся к нашему традиционному формату, как только это станет возможным. Но отрасль сегодня находится в сложной ситуации, поэтому нам необходимо собираться, разговаривать, вырабатывать свое консолидированное мнение и продвигать его. Ситуация пандемии, самоизоляции и карантина поставила перед СМИ сразу две проблемы. С одной стороны, именно средства массовой информации сегодня крайне необходимы для донесения оперативной и объективной информации до общества. С другой – сами СМИ оказались на грани выживания. У нас с вами в руках находится очень мощное и очень эффективное оружие. Но мы, как сапожники без сапог, очень редко им пользуемся в собственных интересах. А надо бы воспользоваться. Тем более что цель, которую мы хотим достичь, очень благая. Мы информируем население о всех изменениях, происходящих в обществе, и стоим на государственных позициях, поэтому мы имеем право претендовать на эту самую государственную поддержку. Все мнения и предложения, которые мы сегодня услышали, мы обязательно внесем в общий документ, с которым уже в ближайшее время обратимся к губернатору Приморского края, – подытожил "невыездное" заседание председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов.

Виктор Суханов. Фото: ИА PrimaMedia

 

Напомним, выездные заседания Приморского отделения Союза журналистов России – уникальная медиаплощадка для общения руководителей СМИ Приморского края и представителей пресс-служб, обмена опытом, получения новых знаний. Заседания проходят регулярно, 1 раз в два месяца. За 6 лет существования Приморского отделения Союза журналистов России таких заседаний прошло более 30 в разных муниципальных образованиях Приморского края: Находке, Большом Камне, Артеме, Владивостоке, Спасске-Дальнем, Камень-Рыболове, Арсеньеве, Анучино, Уссурийске. Эта форма работы позволила объединить краевые и районные СМИ Приморского края и оперативно решать возникающие вопросы. Кроме общения между собой и получения новых знаний, на выездных заседаниях руководители СМИ имеют возможность встретиться с главами территорий, депутатами, посетить ведущие предприятия Приморского края.

Источник: primamedia.ru

У вас недостаточно прав для комментирования