Не секрет, что ситуация с пандемией коронавируса отразилась на создании, продаже и распространении книг в городе. Производство встало, а чтобы хоть как-то выжить, книжные магазины продают бумажные издания через свои сайты.
Тем не менее кризис, который ударил по всей отрасли, несравним даже с 90-ми годами, считает генеральный директор издательства «БЛИЦ» Карина Кормановская.
«Был очень сложный период в конце 90-х, но то, что происходит сейчас, ударило по всей отрасли гораздо сильнее. Проблема в неясности: ценообразование, продажа, покупательская способность. В то время мы продолжали издавать книги, открыты были типографии, кто-то, как мог, находил средства, был интерес к книгам, хотя покупательская способность снижалась. Сейчас меняется формат, тенденции, ситуация, и что касается нас – мы готовим макет, книги. При этом магазины закрыты, это очень существенно отразилось на деятельности, доходов мы не получаем. Я понимаю магазины – им трудно, понимаю оптовиков. Но в отличие от других звеньев в этой цепочке книжной отрасли, мы все-таки производим все затраты вперед: делаем макет, дальше размещаем в типографии, какие-то из них работают, какие-то нет», – рассказывает Карина Кормановская.
Она отмечает, что переход в режим онлайн может позволить себе не каждый издатель.
«Если мы говорим про книги об искусстве, книгах академических по истории – наш читатель предпочитает бумажный формат в том числе таких книг. Поэтому продажа печатной продукции через онлайн-магазины также снижается. Потому что читателю важно посмотреть книгу, прийти в магазин, выбрать ее», – отмечает эксперт.
Тем временем книжные магазины осваивают онлайн-формат работы. Так, магазин «Порядок слов» запустил онлайн-лекторий, есть возможность приобрести электронные сертификаты на покупку книг, а также магазин продает PDF-версии книг различных издательств.
«Но этого недостаточно для нас. Падение продаж сегодня составляет около 80 процентов, и никакими лекториями и прочей активностью в Интернете мы это не компенсируем. Скорее, это временная подушка, на которой мы держимся до полного открытия магазина. Петербург считается столицей независимых книжных магазинов, каждый со своей особой атмосферой. Мы неконкурентоспособны в онлайне, потому что, как бы цинично это ни звучало, но мы продаем атмосферу, возможность покопаться в книгах, встретить своего приятеля или совсем не знакомого человека и с ним разговориться. Ничего этого в онлайн перенести нельзя», – отмечает сооснователь книжного магазина «Порядок слов» Константин Шавловский.
Он отметил, что после снятия ограничений и открытия магазинов быстро вернуться в прежний темп работы все равно не получится.
«Коллеги из Казани только что открылись после того, как там сняли ограничения. У них вылезают все затраты, которые были до закрытия, а покупатели все равно не идут, потому что ждут, когда полностью закончится эпидемия. Поэтому наш кризис будет длиться до конца года точно», – отмечает Константин Шавловский.
Есть ли вообще какие-то плюсы от непростой сложившейся ситуации для книжной отрасли?
«Конечно, онлайн-лекторий позволяет говорить, что есть плюсы в этой ситуации. Потому что, с одной стороны, мы ограничены своими квартирами, а, с другой стороны, мир открылся. Например, на презентацию книги в формате онлайн мы можем позвать писателей из других городов и стран мира. Собрать их одномоментно раньше было невозможно», – сказал эксперт.
К слову, яркий пример – Российская национальная библиотека (РНБ), которая готовится отметить 27 мая свое 225-летие, несмотря на пандемию коронавируса.
«Конечно, никто не был готов к развитию событий таким образом. В феврале мы подобрали коллекцию книг и показали ее журналистам, специалистам и медикам. Это книги о борьбе с вирусами и эпидемиями, которые появились у нас из-за рубежа. Более того, в 1831 году наша библиотека уже закрывалась. Тогда в столице Российской империи, как и во всей стране, была эпидемия холеры. И наша библиотека не работала пять месяцев. В ней, конечно, как и сейчас, проводили дезинфекцию, – рассказывает заместитель директора РНБ Валентин Сидорин. – Если говорить о работе в удаленном режиме сегодня, за апрель и май у нас около 4 миллионов просмотров в Интернете, и посещаемость нашего сайта читателями не снижается, а даже увеличивается».
Эксперт считает, что у людей есть потребность в получении объективной информации. К тому же библиотека создала различные сервисы, например «РНБ онлайн», также специалисты проводят консультации, выдают по запросу материалы.
«Большой запрос идет на медицинскую, справочную, историческую литературу. Библиотека – это информационный центр, который дает возможность обеспечивать людей необходимой информацией», – добавил Валентин Сидорин.
Источник: spbdnevnik.ru