На Кубани цикл производства печатной продукции не прерывался, никаких ограничений по работе редакций и типографий не наблюдалось. Однако проблемы в отрасли в связи с карантинными мероприятиями и начавшимся экономическим спадом назрели серьезнейшие. Приближается критическая точка коллапса для многих СМИ.
Именно кризисные явления послужили причиной обращения Союза журналистов Краснодарского края к губернатору. В нем, в частности, отмечается, что региональные СМИ фактически лишились основных источников существования. Рекламные доходы, которые представляли значительную часть бюджетов изданий, упали по разным редакциям от 55 до 70 процентов, практически остановилась подписная кампания региональных газет и журналов. Потеря основных источников доходов уже ведет к задержкам заработной платы и уплаты страховых взносов.
Совершенно очевидно, что сегодня отрасль как никогда нуждается в поддержке краевых властей. Поэтому коллеги также попросили главу региона рассмотреть возможность введения ряда мер поддержки средств массовой информации и предприятий полиграфического комплекса. Что имеется в виду? Предоставление отрасли некоторых налоговых преференций, снижение стоимости аренды, создание условий гарантированного распространения прессы в связи с сокращением сети киосков Роспечати, внедрение системы грантов в системе СМИ и ряд других мер.
Бьет тревогу и ОНФ. Общероссийский народный фронт предлагает включить региональные и местные СМИ в число наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики и распространить на них соответствующие меры господдержки «с акцентом на независимые, региональные и местные средства массовой информации» (эти предложения ОНФ поддержали все СМИ медиахолдинга «Вольная Кубань»).
Руководство Союза журналистов России и Национальной ассоциации вещателей в своем обращении к властям страны особо подчеркнули, что в данной ситуации (в условиях пандемии) социальная роль СМИ возрастает многократно. И крайне важен тот факт, что зарегистрированные средства массовой информации — телерадиоканалы, пресса, — продолжают работу в круглосуточном режиме, максимально полно и объективно освещая ситуацию в России и мире, призывают граждан соблюдать ограничительные меры, принятые государством для снижения темпов развития пандемии коронавируса.
Объективное информирование населения о ходе противовирусной кампании, подчеркивают авторы обращения, адекватное освещение принимаемых правительством и региональными властями мер, рациональная и взвешенная оценка событий — ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ. Именно информация, распространяемая через СМИ, противостоит , которые могут привести к панике, дефициту продуктов первой необходимости и другим негативным последствиям как для граждан, так и для страны в целом… Но, к сожалению, официальная действенная помощь от правительства так и не последовала.
Лишь в постановлении Минпромторга акцентировались вопросы обеспечения информационной безопасности страны и регионов. Хотя, на наш взгляд, эта функция прессы не менее важна, чем чисто информационная. Особенно сегодня.
Приведем пример. В начале прошлого года СМИ всколыхнуло сообщение, что Великобритания командировала на Украину спецподразделение, «выполняющее военные задачи в Интернете, психологическое воздействие и информационные операции». Численность этой структуры ( бригады) тогда составляла свыше тысячи человек. Сейчас наверняка больше.
Посольство России в Лондоне тогда, конечно же, прокомментировало опубликованную в СМИ, в том числе и в зарубежных, информацию о тайной операции английских военных на Украине. Как всегда, привычно выразив сожаление и недоумение по поводу «нового элемента масштабного британского военного присутствия на Украине». И… все.
Тем не менее еще в 2010 году СМИ сообщали, что в Великобритании решили радикально реформировать армию под новые требования в «информационный век». А в 2015 году было объявлено о создании этой самой кибербригады как прообраза «оружия будущего» в условиях информационных и гибридных войн. То, что они ведутся в основном в Интернете против нашей страны достаточно давно, думаем, всем понятно. И не только с территории Украины. Методы таких подразделений разные — от воздействия на взгляды участников тематических групп в соцсетях до масштабных кампаний по пропаганде суицида или каннибализма. В системных, официальных СМИ такое, как вы понимаете, невозможно. И именно официальные, зарегистрированные СМИ выполняют, очевидно, эту самую функцию противодействия разрушительной идеологии «партнеров».
Но, спросите вы нас, каким же образом районная, городская или краевая газета может противостоять той же бригаде? На самом деле весьма эффективно! И, конечно, не в одиночку, а в системе СМИ. Всей России и каждого региона! Как бы это банально и не очень современно ни звучало, но именно постоянным поддержанием положительного информационного фона деятельности органов государственной власти и муниципального управления можно противостоять информационным атакам. Конкретными примерами позитивного развития территорий, вовлеченности населения в этот процесс, показом инициативы людей и, что очень важно, поддержки и развития гражданских институтов общества (одним из которых является и подписка на печатные издания). Ведь в основе противодействия любой разрушительной идеологии, разрастанию негативных и экстремистских комментариев лежат не столько силовые методы, сколько меры характера и правильное их освещение. На Кубани в этом направлении весьма эффективно выстроено информационное сопровождение деятельности администрации региона, Законодательного собрания края по реализации и контролю за ходом исполнения краевых госпрограмм. И в первую очередь — имеющих социальное значение. Но эта система корпоративной солидарности кубанской прессы, независимо от форм собственности, этот незаменимый канал коммуникации власти и населения для решения проблем «простых» людей СЕЙЧАС ИСПЫТЫВАЕТ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Надо отметить, что в конце предпринимались попытки крупных столичных медиахолдингов с иностранным участием заменить всю региональную прессу местными приложениями федеральных изданий, а по сути — зачистить, сузить, выхолостить российское медиапространство. Тогда в субъектах РФ власти как смогли, но сохранили свои СМИ. Сейчас, на наш взгляд, такая зачистка произошла во многих регионах в сфере местного телевидения. Особенно пострадали те вещатели, которые были сетевыми партнерами федеральных телеканалов, вошедших в первый и второй мультиплексы цифрового вещания. Зачем было отменять аналоговое вещание в стране, после отставки правительства Медведева, не скажет уже никто. Но смотрим мы теперь в основном федеральные каналы.
Нечто похожее может, пожалуй, скоро произойти и с ПРЕССОЙ. И не по злой воле, а, как видим, по совершенно, казалось бы, объективным причинам. И путей решения этой проблемы на самом деле не так уж много.
Перечисленные выше меры поддержки, временные или постоянные, способны в перспективе помочь отрасли. Но есть много коренных проблем. Первая из них — отсутствие у региона соответствующих полномочий. Тем более у субъектов, имеющих высокую кредитную нагрузку. В этом случае любая инициатива руководства территории должна быть согласована с Минфином РФ (это только Москва может позволить тратить по своей инициативе до двух десятков миллиардов в год на поддержку печатных изданий). И получить такое разрешение сейчас весьма непросто. Так что помощь СМИ — налоговая или иная — для других российских территорий, надо понимать, долгий и достаточно трудоемкий процесс. Впрочем, одно предложение коллег теоретически может быть реализовано в относительно короткие сроки и на региональном уровне. Введение системы грантов для краевых СМИ на первом этапе не потребует колоссальных средств. Это зависит от критериев отбора получателей.
Сколько сейчас для оперативной поддержки краевой системы СМИ надо бы дополнительно выделить средств, можно и нужно оперативно подсчитать. Впрочем, эта сумма по определению не может быть чрезмерно велика. Но даже незначительная для краевого бюджета цифра может весьма существенно сдемпфировать негативные процессы на медийном поле Кубани. Тем более что распределение средств через гранты не требует проведения длительных конкурсных процедур, торгов, аукционов Обычно это полномочия соответствующей комиссии, формируемой из журналистов, депутатов, представителей общественности. И принятие соответствующих нормативных актов, полагаем, возможно как раз на региональном уровне.
Но наверняка могут быть реализованы и другие виды и формы поддержки отрасли — скажем по типу краевых фондов поддержки и кредитования бизнеса. И здесь, конечно же, требуется конструктивное взаимодействие всех сторон, формирующих единое информационное пространство региона.
Источник: vkpress.ru