Петербург может остаться без половины книжных магазинов

Сеть магазинов книг и подарков «Республика» релоцирует все свои торговые объекты в Петербурге. На сегодня у бренда пять магазинов в Северной столице, ни один из них не откроется после снятия ограничительных мер — они будут поэтапно открываться в другом формате на новых точках, сообщает пресс-служба сети. Как выяснил РБК Петербург, сегодня многие игроки книжной отрасли говорят о двойном сокращении рынка после пандемии и кардинальном пересмотре стратегий развития.

Книги и кофе

До пандемии в Петербурге работали пять магазинов «Республика» площадью от 190 до 430 м., три из них были в центре города (Центральный и Петроградский районы). «Пандемия нанесла серьезный ущерб бизнесу не только в моменте, вызвав продолжительный простой всех розничных магазинов сети, она неизбежно изменит покупательское поведение в достаточно долгосрочной перспективе — мы ожидаем, что трафик вернется в норму не раньше 2021 года», — комментирует решение о закрытии магазинов генеральный директор «Республики» Анатолий Шутка. Как пояснили РБК Петербург в пресс-службе сети, операционные показатели компании в период простоя значительно упали. По оценкам компании, даже открытие магазинов после пандемии не принесёт прибыль.

Новые помещения компания намерена искать после снятия ограничений для работы бизнеса «в локациях ближе к центральным районам с хорошим трафиком и транспортной доступностью, торговой площадью не менее 150 метров». Открывать магазины «Республика» планирует в формате концепт-сторов: торговый зал с книгами будет объединён с пространством для проведения мероприятий и кофе-поинтом. В таком формате бренд развивает магазины в столице.

«В наших магазинах в Москве трафик в марте в среднем сократился на 70%, а магазины с социальными пространствами и кофе-поинтами сохранили до 50% своих посетителей. Из этого мы сделали вывод, что люди ходят к нам не только за покупками, но и за впечатлениями», — рассказали в пресс-службе «Республики». В Петербурге открытие новых магазинов запланировано на 2021 год.

Двойное сокращение

По мнению совладельца магазина «Подписные издания» Михаила Иванова, анонсированная стратегия «Республики» не поможет магазину успешно возобновить работу в Петербурге. «На сегодня падение прибыли игроков на петербургском книжном рынке в среднем составляет 70-80%, ситуация катастрофическая. Онлайн-торговля не компенсирует оффлайновые продажи — наш интернет-магазин на сегодня даёт 45-50% от привычного оборота. На мой взгляд, далеко не все точки откроются после пандемии — количество книжных магазинов в Петербурге может сократиться в два раза», — говорит он.

По мнению предпринимателя, тем, кто откроется, скорее всего нужно будет пересмотреть концепцию развития магазина. «На сегодня 70% книжного рынка в Петербурге — это крупные игроки, магазины которых большие по площади и напоминают больницы с белыми стенами. Из-за высокой конкуренции востребованными в офлайне будут те игроки, кто сконцентрируется на покупателях, продавцах (потому что большинство считают их бесплатной рабочей силой) и на профессиональном ассортименте. На мой взгляд, проблема «Республики» сейчас не в формате торговли, а в том, что бренд до сих пор не определился, как себя позиционировать — это книжный магазин или сувенирный? Если книжный, то точно ли их подход предназначается для петербургской аудитории?», — задается вопросом собеседник РБК Петербург.

Сеть «Буквоед» (крупнейший игрок на книжном рынке в Петербурге) не анонсировала закрытие или релокацию точек после пандемии. Однако в пресс-службе компании не уверены, что «Буквоед» готов открыть все магазины после снятия ограничительных мер. «Всё будет завесить от арендодателей и от тех условий о дальнейшем сотрудничестве, о которых мы договоримся», — сообщили в пресс-службе. Также в «Буквоеде» не выразили уверенности в реализации ранее анонсированного проекта — сети магазинов подарков и сувениров «Гоголь-Моголь», которую компания планировала развивать в Петербурге.

Без больших площадей

Как отмечают эксперты в сфере коммерческой недвижимости, основная причина по которой бизнес закрывает свои объекты в помещениях стрит-ретейла — невозможность договориться с арендодателем о скидках или переносах арендных платежей. По оценкам генерального директора агентства недвижимости Lapina Екатерины Лапиной, сейчас арендодатели спорят с арендаторами из-за каждого пятого объекта стрит-ретейла в городе. Однако, смена арендаторов ещё не произошла, так как у многих были заключены долгосрочные договоры — и для их расторжения требуется время.

Впрочем, считает Лапина, смена арендаторов произойдет сразу после пандемии. «Сетевому бизнесу такие огромные площади для торговли больше не требуются, так как люди выбирают товары в интернете. Вместо этого возникает спрос на объекты, где человек может провести своё время», — говорит она. По словам Лапиной, площади освободившихся помещений в стрит-ретейле займут коворкинги, кафе, рестораны, столовые современного формата. «В Петербурге нет большого количества ликвидных коммерческих помещений, после всех предыдущих кризисов мы всё равно отмечали их нехватку. Поэтому все освободившиеся точки в центре города найдут свой спрос», — полагает эксперт.

Источник: rbc.ru

 

У вас недостаточно прав для комментирования