19 июня в Общественной палате Самарской области прошел круглый стол на тему «Фейки – инструмент политической борьбы: к вопросу об информационных манипуляциях в условиях подготовки к общероссийскому голосованию по одобрению изменений в Конституцию Российской Федерации». На мероприятии собрались представители избиркома Самарской области, общественных советов и некоммерческих организаций.
В качестве приглашенного эксперта выступил член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. В своем докладе он рассказал об отличительных признаках недостоверной информации, источниках агрегации и распространения фейков.
Позицию Самарского областного отделения Союза журналистов России по борьбе с фейками озвучил присутствовавший на обсуждении зам. председателя СООСЖР Олег Лукьянов.
Распространение ложной информации и манипулирование общественным мнением всегда было острой проблемой. Особую силу это явление набирает и сейчас в условиях предстоящих общественно-политических событий. Задача профессиональных, уважающих себя, СМИ – говорить правду и быть уверенными в своем контенте. Именно по такому принципу и работают члены Союза.
Когда в условиях пандемии фейки начали разрастаться как грибы, Союз журналистов усилил разъяснительную работу со СМИ: мониторил публикации, организовывал вебинары с участием экспертов, пояснял юридическую сторону вопроса, вступался за тех, кого ошибочно обвиняли в распространении фейков.
Сейчас, когда снова обсуждается вопрос добропорядочности в сфере медиа, Союз журналистов предлагает учредить знак, подтверждающий достоверность публикуемой информации. Суть предложения заключается в том, чтобы уверенные в своих публикациях СМИ размещали маркировку в исходных данных, на которые ориентируется потребитель.
Практика использования различных маркировок в СМИ не нова: лет 15-20 назад, когда многие издатели «грешили» с указанием реального тиража, в качестве средства борьбы с негативным явлением на российском уровне была введена маркировка «Тиражная комиссия», а с 2012 года применяются знаки информационной продукции (возрастные маркировки).
Ирина Цветкова, секретарь Союза журналистов России, председатель Самарского областного отделения СЖР:
– На наш взгляд, знак, подтверждающий достоверность публикуемой информации, – это своего рода знак качества СМИ. Он может быть важен и для работников издания и для потребителей (читателей, зрителей, слушателей). Предложение было выдвинуто членами правления нашей организации и ждет своего обсуждения.
Источник: firstsamara.ru