Коронавирус и режим самоизодяции нанесли ощутимый удар по работе книжных магазинов Тюмени. Книги в пандемию — товар не первой необходимости, а бизнесу, особенно малому, в период с марта по май пришлось несладко. Поддержку от власти могут получить не все предприниматели, а только часть и по определенным критериям. Остальным приходится прилагать немалые усилия, чтобы остаться на плаву. О том, как сегодня живут тюменские книготорговцы, мы поговорили с профессионалами рынка.
Надежда на школьников
Елена Лямзина, директор одного из старейших книжных, на вопрос о том, как магазин переживает пост-карантинный кризис, обводит рукой торговый зал – никого. Хотя, возможно, тому виной жаркая погода и рабочий полдень.
– Со своей стороны мы делаем все, что можем для выхода из застоя. Проводим постоянные акции, такие как «Книга месяца» и «Юбилей автора». Скоро в честь начала учебного года будет большое поступление канцелярии и скидки, – рассказывает Елена Валентиновна. – Тем не менее ситуация действительно кризисная – за первое полугодие падение продаж составило 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Немного облегчило ситуацию то, что магазин «Знание» был освобожден от налогов на время закрытия. Другой помощи от государства, говорит Елена Валентиновна, пока не поступило. Спасают добрые отношения с издательствами: многие предлагают рассрочку оплаты.
– В целом падение книжного рынка началось не вчера. По моим ощущениям, уже третий год – стабильное снижение продаж. Чем это закончится – предположить сложно. Но если не продавать книги, кого мы вырастим из детей?
Ой, а что тут у вас?
Магазину «Никто не спит» пошел лишь пятый год, но он уже стал заметным явлением в городе. Когда в конце марта в ШПИ ТюмГУ обнаружили носителя коронавируса (в том же здании находится и магазин. – Прим. ред.), книжную лавку закрыли на санитарную обработку. Через неделю сотрудники книжного вновь получили доступ к своему рабочему месту и стали думать, как жить дальше.
– Сначала решили, что будем работать «через окно», – рассказывает Екатерина Барзова, менеджер по ассортименту. – И действительно, некоторые люди просто шли по улице и заглядывали: «Ой, а что тут у вас?» Этот шанс не стоило упускать, но такой формат торговли был не слишком удобен для некоторых покупателей.
Тогда команда книжного решила осуществлять доставку книг. Благодаря карантину появилось свободное время, чтобы отфотографировать львиную долю ассортимента магазина и сделать каталог в соцсетях. Покупатели смогли выбирать книги онлайн и заказывать доставку.
– Мы и сами возили заказы, и пользовались услугами такси. Доставка была бесплатная от 1 500 рублей, и я заметила, что люди предпочитают добирать товары до этой суммы, – говорит Екатерина.
Новые форматы
Подавляющее большинство продаж в магазине в кризисное время составляли книги, хотя здесь представлены и журналы, и канцелярия, и хендмейд тюменских мастеров.
– Процентов 60 нашего ассортимента – это что-то интересное, чего не найти в других книжных, издания для очень узкого круга читателей, – рассказывает Анастасия Золотова, она отвечает в магазине за редактирование контента. – Покупатели, по моим ощущениям, приходят 50 на 50: половина – целенаправленно, за книгой, которую увидели у нас в соцсетях, вторая половина – посмотреть, что вообще есть. Что касается работы онлайн, мы всегда писали о новинках, проводили книжные марафоны, в кризис начали вести прямые трансляции о чтении и книгах.
– Если не проявлять активности в соцсетях – люди не узнают, жив ли магазин вообще, – добавляет Екатерина.
Конечно, падение продаж повлияло на магазин.
–У нас есть долги перед издательствами, и пока пытаемся их закрыть, – говорит Екатерина. – Немного сократились зарплаты, но планируем к концу августа выбраться из долговой ямы и вернуться к рабочему режиму. Но если снова закроют на карантин – будет работать в режиме доставки. Выбора нет.
Совсем молодой книжный магазин «Что делать?» проводит книгообменники на свежем воздухе. Денег это не приносит, но внимание читателей привлекает. Пока на улице тепло, магазин планирует по выходным устраивать книжные ярмарки.
В целом понятно, что открытие независимого книжного может состояться только «по любви». И только те, кто искренне любит свое дело и стремится развиваться, переживут любой кризис. По крайней мере, хочется в это верить. Так же, как и в читателя: в его любовь к бумажной книге.
Источник: tumentoday.ru