Другое дело областные или муниципальные СМИ. Львиную долю доходов они получают из бюджетов, путем заключения соглашения на выполнение заказов региональной или муниципальной властей. Иной раз бюджетные субсидии составляют до 80% доходов СМИ. При этом они на 100% зависят от областной и местной властей. Помните, кто девушку танцует, тот и заказывает музыку?
В бюджете Кузбасса на 2020 год заложены статьи «Информационное освещение деятельности органов государственной власти» и «Поддержка средств массовой информации по организации трансляции теле- и радиопрограмм». На реализацию статей направлено 500 тысяч и 39 млн. рублей соответственно. К примеру, в феврале текущего года администрация региона объявляла тендер на оказание услуг по освещению социально-экономических преобразований в Кемеровской области в средствах массовой информации (на телевидении). Стоимость работ — 8 400 000 рублей. Тендер выиграли «Вести-Кузбасс», учредителем телекомпании является Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК).
Учредителями газеты «Кузбасс» являются администрация Кемеровской области и журналистский коллектив редакции. Финансирует газету региональный бюджет. На содержание коллектива, печать, транспортные расходы ежегодно тратятся миллионы рублей. При этом, тираж, к примеру, вторничного выпуска от 6 октября составил 2 783 экземпляра (с учетом дополнительных тиражей 4 517).
А администрация Новокузнецка на услуги «Ново ТВ», «ВГТРК» и «Первого городского радио» потратила в этом году 18 млн рублей.
Из бюджета питаются районные и городские газеты. Для примера: учредителем МАУ «Новокузнецкая районная газета «Сельские вести» является администрация Новокузнецкого муниципального района. По данным ресурса Rusprofile.ru, газета являлась поставщиком в 1 государственном контракте на сумму 3 836 501 рублей и выступала заказчиком в 4 государственных контрактах на сумму 9 430 732 рублей.
Понятно, что заказывала полиграфические услуги, т. е. печатала непосредственно газету и приложение «Вестник Новокузнецкого района». Так, один из контрактов выставлялся на тендер с начальной стоимостью 3 196 140 рублей, по итогу сумма снизилась на 37% и налогоплательщики оплатили за печать районки «лишь» 2 млн. рублей.
Тираж районных газет вряд ли выше областного «Кузбасса» и поддерживается, в основном, за счет «палочной» подписки. Поговаривают, что заставляют оформлять подписку на подобные издания работников бюджетной сферы, по привычке её приобретают и люди пожилого возраста.
А стоит ли?..
Зачастую в бюджетососущих СМИ невозможно увидеть материалы, критикующие власть. В них редко поднимаются злободневные вопросы, касающиеся жизнедеятельности населения. По большей части, ТВ-сюжеты областных и муниципальных каналов сообщают о совещаниях и рабочих поездках губернатора и глав муниципальных образований, освещают торжественные «перерезание ленточек» на открытии различных объектов, ремонт или строительство которых входит в профессиональные обязанности вышеуказанных чиновников, и непременные «трататушки» — материалы о фольклорных праздниках, утренниках в детсадах и школьных спартакиадах. Изредка мелькают сюжеты на «острые» темы: про прохудившуюся крышу, дырку в асфальте, сломанные вандалами лавочки. Публично за такое можно и поругать, ибо за состояние крыш отвечают частные управляющие компании, дороги ремонтируют нанятые подрядчики, а вандалы, ломающие качели и лавочки, — это мы с вами и наши дети, так что так нам и надо.
Проблема в том, что любое СМИ может быть успешным и востребованным лишь в том случае, если будет отражать мнения аудитории, отвечать ее запросам. Большинство претензий у населения именно к местным и областным властям, поэтому подчиненная пресса оказывается в неудобном положении, вследствие того, что не может выполнять своих обязательств перед аудиторией из-за зависимости от этой самой власти. Из года в год доверие к подобным СМИ падает, люди ищут альтернативу на независимых информационных ресурсах.
На грани выживания
Особняком стоят печатные СМИ. Развитие альтернативных источников информационных медиа — телеграм-каналов, Фейсбука, Инстаграма, многочисленных групп в социальных сетях — ставит печатную прессу на грань выживания. В массовом порядке они перебираются в Интернет. Сегодня тиражи даже популярных изданий критически малы. В этом не виноваты ни редакции, ни журналисты. Дороговизна бумаги, печати, проблемы с поиском рекламодателей, которые все чаще отдают предпочтение телеканалам и интернету — все это неизбежно приводит к деградации газет и журналов, а то и к полному их банкротству. Например, мы рассказывали об угрозе банротства газеты «Кузнецкий рабочий», которая стала одним из первых независимых СМИ в Кузбассе.
А провластные СМИ в этом случае выручает бюджетное субсидирование. Многие нормативно-распорядительные документы муниципалитета или облсовета без публикаций в прессе не имеют силы. Подобные материалы (именуемые у журналистов «кирпичами») публикуются целыми разворотами. Порой газетной площади едва-едва хватает на немудрящие местные новости и совсем не остается на репортажи «о лучших людях района».
Власти не остаются в долгу перед теми, кто с ними ладит. В июне Законодательным собранием Кемеровской области был принят закон о мерах поддержки кузбасских СМИ.
«Новый закон позволяет распространить налоговые льготы на 45 муниципальных газет, 14 радио- и телекомпаний, в которых работают почти 1500 человек. Льготные налоговые ставки будут действовать до конца года, в результате СМИ смогут сэкономить на уплате налогов порядка 15 миллионов рублей. Это поможет им сохранить трудовые коллективы и благополучно преодолеть непростой период», — прокомментировал губернатор Сергей Цивилев.
По правде говоря…
Согласно многочисленным опросам, государственные (в том числе, областные и муниципальные) СМИ сохраняют интерес у возрастной аудитории. По разным оценкам, до 60% аудитории — это люди старше 50 лет. Люди среднего возраста черпают информацию в интернете и на ТВ. Молодежь и вовсе не доверяет «зомбоящику», предпочитая новости из сети, из независимых источников. Безусловно, дистиллированной независимости не существует. Это понятие можно ограничить независимостью от конкретных явлений, в том числе, экономической и политической свободой, с одной стороны, и редакционной политикой — с другой.
По мнению редакции ВашГород.ру, независимое СМИ — значит, объективное СМИ, такое, что пишет о власти и хорошо и плохо, в зависимости от результатов деятельности. Отремонтировали школу — отлично! Это значит, что сотням ребятишек созданы комфортные условия для учебы. Сняли для этого средства со строительства другой школы? Это безобразие и повод разобраться в ситуации прокуратуре, ибо сотни других детей целый год будут ютиться в стесненных условиях.
Нувориши от ТВ или пропаган… (вымарано цензурой)
Государство щедро финансирует отдельные государственные СМИ. В 2021 году на их поддержку из федерального бюджета будет выделено около 103 млрд рублей, что на 40% больше, чем в текущем году. Средства распределят следующим образом: Russian Today (RT) — 27,3 млрд. рублей, ВГТРК — 25, «Россия сегодня» — 7,6, Первый канал — 6 млрд. рублей. В то же время, в связи с пандемией и обвалом нефтегазовых доходов правительство РФ сократило поддержку госпрограмм развития экономики, промышленности и агропромышленного комплекса, здравоохранения и образования примерно на 10-29% (в зависимости от отрасли).
Помимо технического перевооружения государственных медиа и покупки контента, 103 миллиарда пойдут на зарплаты сотрудников. По данным The Insider, ведущий программы Первого канала «Время покажет» Артем Шейнин в 2019 году заработал 99,7 млн. рублей, Владимир Соловьев — 52, 6 млн. рублей, Ольга Скабеева и Евгений Петров — 25,7 млн. в год на двоих. (Все трое работают в ВГТРК).
Несомненным лидером по доходам среди телевизионщиков является директор RT Маргарита Симоньян с зарплатой в МИА «Россия сегодня» в 20,4 млн. рублей, в АНО «ТВ-Новости» (юрлицо RT) — 16 млн. в год. Помимо этого, Симоньян является художественным руководителем «Международной пилорамы» на НТВ, а ее муж Тигран Кеосаян — ведущим передачи. По данным СМИ, только «Аэрофлот» потратил на рекламу в «МП» 1 млрд. рублей за четыре года.
Привычка от корки до корки прочитывать районные газеты с портретами главы на первой странице и некрологами на последней, с заголовками времён «Правды» до сих пор сохранилась в небольших городах и сёлах. А уж попереживать за несчастную условно-шурыгину на одном из многочисленных ток-шоу или поругать на пару с Шейниным «зажравшихся америкосов» — порой основное развлекалово для провинциалов. Только стоит ли это миллиардов, которые ежегодно тратятся из народного кармана?
Владислав Понкратов
Источник: vashgorod.ru