СМИ должно быть кусачим не только от жизни собачьей

На рынке кузбасских медиа около 50 муниципальных газет, 14 радио- и телекомпаний, несколько региональных, десятки независимых электронных СМИ и сотни информационных каналов в соцсетях. Независимые медиа работают не на деньги государства, а получают их от частных инвесторов или зарабатывают самостоятельно продажей рекламы.

Другое дело областные или муниципальные СМИ. Львиную долю доходов они получают из бюджетов, путем заключения соглашения на выполнение заказов региональной или муниципальной властей. Иной раз бюджетные субсидии составляют до 80% доходов СМИ. При этом они на 100% зависят от областной и местной властей. Помните, кто девушку танцует, тот и заказывает музыку?

В бюджете Кузбасса на 2020 год заложены статьи «Информационное освещение деятельности органов государственной власти» и «Поддержка средств массовой информации по организации трансляции теле- и радиопрограмм». На реализацию статей направлено 500 тысяч и 39 млн. рублей соответственно. К примеру, в феврале текущего года администрация региона объявляла тендер на оказание услуг по освещению социально-экономических преобразований в Кемеровской области в средствах массовой информации (на телевидении). Стоимость работ — 8 400 000 рублей. Тендер выиграли «Вести-Кузбасс», учредителем телекомпании является Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК).

Учредителями газеты «Кузбасс» являются администрация Кемеровской области и журналистский коллектив редакции. Финансирует газету региональный бюджет. На содержание коллектива, печать, транспортные расходы ежегодно тратятся миллионы рублей. При этом, тираж, к примеру, вторничного выпуска от 6 октября составил 2 783 экземпляра (с учетом дополнительных тиражей 4 517).

А администрация Новокузнецка на услуги «Ново ТВ», «ВГТРК» и «Первого городского радио» потратила в этом году 18 млн рублей.

Из бюджета питаются районные и городские газеты. Для примера: учредителем МАУ «Новокузнецкая районная газета «Сельские вести» является администрация Новокузнецкого муниципального района. По данным ресурса Rusprofile.ru, газета являлась поставщиком в 1 государственном контракте на сумму 3 836 501 рублей и выступала заказчиком в 4 государственных контрактах на сумму 9 430 732 рублей.

Понятно, что заказывала полиграфические услуги, т. е. печатала непосредственно газету и приложение «Вестник Новокузнецкого района». Так, один из контрактов выставлялся на тендер с начальной стоимостью 3 196 140 рублей, по итогу сумма снизилась на 37% и налогоплательщики оплатили за печать районки «лишь» 2 млн. рублей.

Тираж районных газет вряд ли выше областного «Кузбасса» и поддерживается, в основном, за счет «палочной» подписки. Поговаривают, что заставляют оформлять подписку на подобные издания работников бюджетной сферы, по привычке её приобретают и люди пожилого возраста.

А стоит ли?..

Зачастую в бюджетососущих СМИ невозможно увидеть материалы, критикующие власть. В них редко поднимаются злободневные вопросы, касающиеся жизнедеятельности населения. По большей части, ТВ-сюжеты областных и муниципальных каналов сообщают о совещаниях и рабочих поездках губернатора и глав муниципальных образований, освещают торжественные «перерезание ленточек» на открытии различных объектов, ремонт или строительство которых входит в профессиональные обязанности вышеуказанных чиновников, и непременные «трататушки» — материалы о фольклорных праздниках, утренниках в детсадах и школьных спартакиадах. Изредка мелькают сюжеты на «острые» темы: про прохудившуюся крышу, дырку в асфальте, сломанные вандалами лавочки. Публично за такое можно и поругать, ибо за состояние крыш отвечают частные управляющие компании, дороги ремонтируют нанятые подрядчики, а вандалы, ломающие качели и лавочки, — это мы с вами и наши дети, так что так нам и надо.

Проблема в том, что любое СМИ может быть успешным и востребованным лишь в том случае, если будет отражать мнения аудитории, отвечать ее запросам. Большинство претензий у населения именно к местным и областным властям, поэтому подчиненная пресса оказывается в неудобном положении, вследствие того, что не может выполнять своих обязательств перед аудиторией из-за зависимости от этой самой власти. Из года в год доверие к подобным СМИ падает, люди ищут альтернативу на независимых информационных ресурсах.

На грани выживания

Особняком стоят печатные СМИ. Развитие альтернативных источников информационных медиа — телеграм-каналов, Фейсбука, Инстаграма, многочисленных групп в социальных сетях — ставит печатную прессу на грань выживания. В массовом порядке они перебираются в Интернет. Сегодня тиражи даже популярных изданий критически малы. В этом не виноваты ни редакции, ни журналисты. Дороговизна бумаги, печати, проблемы с поиском рекламодателей, которые все чаще отдают предпочтение телеканалам и интернету — все это неизбежно приводит к деградации газет и журналов, а то и к полному их банкротству. Например, мы рассказывали об угрозе банротства газеты «Кузнецкий рабочий», которая стала одним из первых независимых СМИ в Кузбассе.

А провластные СМИ в этом случае выручает бюджетное субсидирование. Многие нормативно-распорядительные документы муниципалитета или облсовета без публикаций в прессе не имеют силы. Подобные материалы (именуемые у журналистов «кирпичами») публикуются целыми разворотами. Порой газетной площади едва-едва хватает на немудрящие местные новости и совсем не остается на репортажи «о лучших людях района».

Власти не остаются в долгу перед теми, кто с ними ладит. В июне Законодательным собранием Кемеровской области был принят закон о мерах поддержки кузбасских СМИ.

«Новый закон позволяет распространить налоговые льготы на 45 муниципальных газет, 14 радио- и телекомпаний, в которых работают почти 1500 человек. Льготные налоговые ставки будут действовать до конца года, в результате СМИ смогут сэкономить на уплате налогов порядка 15 миллионов рублей. Это поможет им сохранить трудовые коллективы и благополучно преодолеть непростой период», — прокомментировал губернатор Сергей Цивилев.

По правде говоря…

Согласно многочисленным опросам, государственные (в том числе, областные и муниципальные) СМИ сохраняют интерес у возрастной аудитории. По разным оценкам, до 60% аудитории — это люди старше 50 лет. Люди среднего возраста черпают информацию в интернете и на ТВ. Молодежь и вовсе не доверяет «зомбоящику», предпочитая новости из сети, из независимых источников. Безусловно, дистиллированной независимости не существует. Это понятие можно ограничить независимостью от конкретных явлений, в том числе, экономической и политической свободой, с одной стороны, и редакционной политикой — с другой.

По мнению редакции ВашГород.ру, независимое СМИ — значит, объективное СМИ, такое, что пишет о власти и хорошо и плохо, в зависимости от результатов деятельности. Отремонтировали школу — отлично! Это значит, что сотням ребятишек созданы комфортные условия для учебы. Сняли для этого средства со строительства другой школы? Это безобразие и повод разобраться в ситуации прокуратуре, ибо сотни других детей целый год будут ютиться в стесненных условиях.

Нувориши от ТВ или пропаган… (вымарано цензурой)

Государство щедро финансирует отдельные государственные СМИ. В 2021 году на их поддержку из федерального бюджета будет выделено около 103 млрд рублей, что на 40% больше, чем в текущем году. Средства распределят следующим образом: Russian Today (RT) — 27,3 млрд. рублей, ВГТРК — 25, «Россия сегодня» — 7,6, Первый канал — 6 млрд. рублей. В то же время, в связи с пандемией и обвалом нефтегазовых доходов правительство РФ сократило поддержку госпрограмм развития экономики, промышленности и агропромышленного комплекса, здравоохранения и образования примерно на 10-29% (в зависимости от отрасли).

Помимо технического перевооружения государственных медиа и покупки контента, 103 миллиарда пойдут на зарплаты сотрудников. По данным The Insider, ведущий программы Первого канала «Время покажет» Артем Шейнин в 2019 году заработал 99,7 млн. рублей, Владимир Соловьев — 52, 6 млн. рублей, Ольга Скабеева и Евгений Петров — 25,7 млн. в год на двоих. (Все трое работают в ВГТРК).

Несомненным лидером по доходам среди телевизионщиков является директор RT Маргарита Симоньян с зарплатой в МИА «Россия сегодня» в 20,4 млн. рублей, в АНО «ТВ-Новости» (юрлицо RT) — 16 млн. в год. Помимо этого, Симоньян является художественным руководителем «Международной пилорамы» на НТВ, а ее муж Тигран Кеосаян — ведущим передачи. По данным СМИ, только «Аэрофлот» потратил на рекламу в «МП» 1 млрд. рублей за четыре года.

Привычка от корки до корки прочитывать районные газеты с портретами главы на первой странице и некрологами на последней, с заголовками времён «Правды» до сих пор сохранилась в небольших городах и сёлах. А уж попереживать за несчастную условно-шурыгину на одном из многочисленных ток-шоу или поругать на пару с Шейниным «зажравшихся америкосов» — порой основное развлекалово для провинциалов. Только стоит ли это миллиардов, которые ежегодно тратятся из народного кармана?

Владислав Понкратов

Источник: vashgorod.ru

У вас недостаточно прав для комментирования