Администрация Екатеринбурга пообещала в течение пяти лет снести 1650 нелегальных киосков — по 330 в год. Примерно столько же, судя по отчетам и заявлениям мэрии, в городе сносят каждый год на протяжении десятилетия. При таких темпах за 10 лет уничтожили бы около 3500 ларьков — больше, чем вмещает вся схема нестационарных объектов торговли.
Значит, схема неэффективна и не работает.
Киоски-призраки и ларьки-нелегалы
Мы изучили две точки скопления киосков — на Вторчермете и ЖБИ. Во всех местах законные ларьки перемешаны с нелегальными. Иногда последних даже больше.
Вторчермет (Агрономическая)
В реестре законных НТО указаны адреса: Агрономическая, 30 (павильон с продовольственными товарами), 32 (киоск «Овощи-фрукты»), 32/1 (киоск с питьевой водой). С коптера видно, что торговых точек больше.
ЖБИ (Сыромолотова)
Киоски на Сыромолотова, 14, как выяснилось, установлены на абсолютно законных основаниях. В схеме размещения НТО по этому адресу расположено 15 объектов. Такое скопление ларьков на одном участке, видимо, никого в мэрии не смущает.
Почему победить нелегальные киоски невозможно
Борьбе с незаконными ларьками мешает несколько факторов. Вот самые очевидные из них.
Система штрафов не работает. За первое полугодие власти Екатеринбурга составили 818 протоколов о незаконном размещении киосков и выписали штрафы на 2,6 млн рублей. А взыскали за то же время всего 20% от суммы — 560 тыс. рублей. То есть «нелегалы» не платят не только налоги, но и штрафы.
Система вывоза и хранения киосков не работает. Власти Екатеринбурга сами заявляют о том, что площадки для хранения изъятых киосков переполнены, отсутствуют механизмы утилизации киосков, а также нет возможности взыскивать с владельцев ларьков затраты на вывоз и утилизацию объектов НТО. Вынос, транспортировка и утилизация одной конструкции обходится мэрии в 10 тыс. рублей.
За возвращением киосков не следят. Есть несколько простых примеров, когда даже после показательных рейдов ларьки спокойно возвращаются на свои места и продолжают торговать. Вот пример неубиваемой «Шаурмы» у ДИВСа, или ларьков в Кольцово, или у Привокзальной площади.
Земля не принадлежит городу. Администрация Екатеринбурга ничего не может сделать с объектами, которые стоят на участках, обремененных правами третьих лиц. По этой причине с 2015 года разрасталась империя шаурмы на Карла Либкнехта, возле Музея Метенкова и Музея истории Екатеринбурга. Уродливые киоски здесь мэрия убрать бессильна только из-за того, что земля — частная, принадлежит «дочке» госкорпорации «Ростех» — «Технике и технологии товаров». Или пример киосков у железнодорожного вокзала, где земля принадлежит «дочке» РЖД, которые требовал убрать глава администрации. В итоге павильоны вернули на место, просто подкорректировав внешний вид. Для того чтобы убрать ларечный парк в центре Екатеринбурга, нужно менять законодательство.
Полиция и мэрия не могут договориться. Согласовать свои действия по выносу киосков администрация и УМВД пытаются с 2016 года. В комитете по товарному рынку заявляют, что предоставляют правоохранителям специализированную технику для демонтажа и место для хранения незаконных киосков. В полиции уверяют, что не обязаны сами сносить и вывозить киоски — этого нет в законе «О полиции». «Пока не будет разработан порядок демонтажа, перевозки, хранения киосков и не будет прописана роль полиции, ожидать активных действий не стоит», — заявляют в УМВД. В свою очередь чиновники на местах перекладывают ответственность за нелегальную торговлю на силовиков. «Проверка киосков на предмет торговли проводится официально органами внутренних дел. Это их компетенция, только они вправе прийти, составить протокол. Мы им постоянно такие сообщения даем, и такие факты выявления есть», — заявил глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко на объезде с Александром Высокинским.
Екатеринбуржцы покупают еду в ларьках. И если вынести из центра все киоски, отрасль неизбежно уйдет в теневой оборот и криминализируется окончательно. «Количество нелегальных точек вырастет в разы, те, кто сейчас работает честно, пополнят ряды «черного» стритфуда, и проконтролировать этот процесс будет вообще невозможно», — рассказывает гастроном-эксперт 66.RU Яков Можаев. Он уверен, что нужно создать концепцию стритфуда в Екатеринбурге, сделать механизм распределения участков для уличной торговли простым и понятным, легализовать фуд-траки и сформулировать по ним требования. А не просто все сносить и запрещать.