«Любой кризис — возможность для развития»: как медиаотрасль РТ пережила пандемию

Несмотря на падение продаж книг во время пандемии, полиграфический комплекс «Идел-пресс» в 2020 году нарастил объем выпущенной продукции на 14%, сообщил руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев.

 

«Безусловно, удар пандемии по печати был наиболее заметным: продажи книг из-за введенных ограничений рухнули. Это было видно на примере лидера индустрии — полиграфического комплекса „Идел-пресс“. Тиражи изданий упали в разы», — заявил Салимгараев.

Для сохранения объемов производства предприятие выполняло заказы более высокого уровня сложности. «С ростом закончили год, несмотря на „удаленку“, издательства республики. Совокупный объем выпущенной продукции вырос на 14% по сравнению с 2019 годом», — отметил спикер.

Салимгараев уточнил, что инвестиции в высокотехнологичное оборудование в этот период выросли. Кроме этого, повысились требования к кадрам.

Настоящим «островком стабильности» на фоне других сегментов рынка стало радиовещание. Эта среда менее зависима от внешних воздействий и по-прежнему пользуется интересом у аудитории, продолжил Айдар Салимгараев.

«Являясь современным мобильным форматом, радио остается максимально удобным в использовании. По данным компании Mediascope, в 2020 году лидерами по прослушиванию в Казани среди русскоязычных радиостанций стали „Европа плюс“, „БИМ-радио“, „Авторадио“, „Ретро FМ“», — сообщил руководитель РА «Татмедиа».

Он добавил, что 2020 год стал стартовым для новых татароязычных аудиопроектов «Татарстан Авазы», «Тартип», «Китап».

«Я намеренно использую термин „аудиопроекты“. Изначально радио „Китап“ существовало в форме мобильного приложения и только потом вышло в офлайн. А „Татарстан авазы“ продолжает жить в формате интернет-ресурса», — сказал спикер.

Он напомнил, что с мая 2020 года радиостанцию «Китап» можно слушать на смартфонах через мобильное приложение.

Говоря о ключевых направлениях развития отрасли, Салимгараев подчеркнул — важной задачей «Татмедиа» станет сохранение и развитие СМИ на национальных языках.

«Еще одна важная задача — развитие СМИ на национальных языках. Это сохранение газет на чувашском, удмуртском и прессы на татарском языке, которая выходит в республике и за ее пределами в разных регионах. Считаю сохранение и укрепление этого сегмента одной из приоритетных задач», — отметил Айдар Салимгараев.

По его словам, издания на национальных языках, выходящие в регионах, помогают татарам и представителям других национальностей по всей России чувствовать свою связь с исторической родиной, сопричастность к татарской культуре и традициям.

Другое стратегическое направление деятельности Республиканского агентства «Татмедиа» участникам встречи определил руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров. По его словам, в Татарстане нужно сохранить производство печатных версий периодических изданий.

«В обществе актуален запрос на потребление информации в удобных и востребованных форматах. Поэтому важно сохранить печатную периодическую продукцию, выпускаемую в Татарстане. Районные газеты, журналы и телеканалы по сей день пользуются популярностью у жителей республики», — сказал Сафаров.

Он напомнил, что электронные цифровые форматы охватили жизнь татарстанцев и каждый человек персонализирует под себя контент. «Поэтому стоит подумать о развитии редакций на основе различных платформ, но при этом интеграция традиционных СМИ в цифровые медиа должна проходить максимально безболезненно для читателя», — обратил внимание руководитель Аппарата Президента РТ.

При этом Сафаров отметил важность сохранения баланса между серьезными аналитическими материалами и более легкой просветительской и развлекательной информацией.

Пандемия принесла в жизнь миллионов людей новые понятия: фейки и информационные «вбросы» активно расходились по интернету. По словам Асгата Сафарова, эти вызовы поставили необходимость взаимодействия власти и СМИ на новый уровень.

«"Фейк-ньюс" раскалывают общество. Одно и то же явление, фото или видео могут трактоваться диаметрально противоположным образом, искажать восприятие аудитории, формировать негативное отношение и поведение людей. Поэтому важна синергия, взаимодействие органов государственной власти и СМИ. Люди ждут от СМИ не просто освещения проблем, но и поиска их решений через публичное обсуждение», — отметил Сафаров.

Он добавил, что 2020 год побил рекорд по количеству фейковых новостей. Последствия некоторых «вбросов» удалось побороть: например, туалетную бумагу и гречку перестали сметать с прилавков. Но некоторые фейки продолжают распространяться в сети, например, история о том, что вакцина от коронавируса будет использована для чипирования.

«Боюсь, что в 2021 году мы столкнемся не только с новыми фейками, но и с последствиями уже существующих», — заключил Асгат Сафаров.

Тему эффективной работы власти в новых информационных условиях продолжили приглашенные федеральные спикеры. Одним из них стал руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространения недостоверной информации в интернете Александр Малькевич.

В своем выступлении он отметил высокую мобильность и оперативную реакцию татарстанских властей на происходящие в республике события. «В целом по стране у большинства представителей власти замедленная реакция на события, исключение — Татарстан», — заявил спикер.

Малькевич также отметил, что средством массовой информации сейчас может выступить даже рядовой гражданин, у которого есть смартфон, поэтому быстрая реакция почти всегда некомпетентная.

«Пандемия за счет тотальной востребованности интернета, за счет погружения людей в соцсети привела к тому, что сейчас идет борьба за интерпретацию новостей, и в этой борьбе традиционные СМИ проигрывают блогерам», — заключил эксперт.

Во время коллегии участникам предложили пройти экспресс-опрос о будущем отрасли в одном из популярных мессенджеров. Его итоги тут же продемонстрировали присутствующим: государственные СМИ через пять лет проиграют в конкуренции с новыми медиа.

46% респондентов проголосовали за то, что государственные СМИ обречены проиграть в конкуренции с новыми медиа. Почти половина опрошенных считает, что государственные СМИ станут источником верифицированной информации во всех цифровых каналах (25%) и поставщиком популярного и востребованного контента (23%).

Меньшинство (6% проголосовавших) предположили, что государственные средства массовой информации будут площадкой для вовлечения аудитории в общественный диспут.

Не обошлось и без обсуждения отраслевых проблем. Одну из главных — проблему кадров озвучил гендиректор телерадиокомпании «Новый Век», председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов.

Он обратил внимание на утечку журналистских талантов в другие сферы. Корнем проблемы Аминов назвал финансовые вопросы. «Талантливые журналисты, мы это фиксируем, ежегодно „пачками“ уходят в обслуживающий персонал: пиар-менеджеры, спичрайтеры и прочее, где средняя зарплата уже в два раза выше, чем в СМИ. В среднем по рынку там уже предлагают 80-100 тыс. рублей», — отметил Аминов.

По словам спикера, в последние годы работники СМИ перешли из высокооплачиваемой категории в среднюю, а в районах даже в низкооплачиваемую категорию трудящихся. Союз журналистов и «Татмедиа» намерены приложить все усилия, чтобы восстановить престиж профессии журналиста, резюмировал Ильшат Аминов.

Несмотря на сложности пандемии, 2020 год стал годом возможностей для татарстанской медиаотрасли. Такое мнение журналистам ИА «Татар-информ» озвучил генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков.

«Любые сложности всегда создают основу для развития. Пандемия стала толчком для роста розничных продаж печатных СМИ. А проблемы с доставкой печати заставили нас посмотреть на вопрос под другим углом», — объяснил Садыков.

В качестве примера он привел ситуацию с продажами журналов, которые за время пандемии удвоились вопреки негативным ожиданиям. Журналы и газеты «Татмедиа» сегодня доступны в более чем сотне точек продаж по всей республике.

«Аналогичная ситуация с интернет-проектами. Непростой период пандемии дал настоящий скачок для их роста. Только в детско-юношеском сегменте мы запустили более тридцати онлайн-проектов за последний год — на платформах YouTube, Instagram и TikTok», — рассказал Шамиль Садыков.

По его словам, развиваются и традиционные СМИ республики: за прошедший год их аудитория увеличилась на 30-40% за счет эффективного присутствия в онлайне.

«Все ограничения и сложности, с которыми столкнулись люди, создали дополнительный спрос на достоверную и понятную информацию. Мы смогли использовать этот запрос населения для развития наших изданий благодаря новым подходам и форматам работы», — заключил гендиректор АО «Татмедиа». Источник: sntat.ru

У вас недостаточно прав для комментирования