Татарские газеты нужно продавать в магазинах у дома, а телеканалы выводить в Тик-Ток: обсуждаем будущее СМИ

СМИ существуют в сверхконкурентной среде, которую навязывают малообразованные люди. Это один из самых печальных вызовов, что профессионально укомплектованный, яркий контент и великолепные журналисты вынуждены бороться с людьми, которые зачастую в подметки нам не годятся по уровню эрудиции, но такова реальность, - рассуждал гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич на итоговой коллегии Республиканского агентства «Татмедиа» в Казани.

 

Представители медиаиндустрии республики собрались в Национальной библиотеке для обсуждения итогов прошлого года. Говорили о старых проблемах, новых вызовах, задачах на 2021-й. Основным вопросом стало то, как же традиционным медиа освоить всеобъемлющий Тик-Ток и другие соцсети, чтобы стать ближе к молодежи. Седовласые мужчины гадали, в чем уникальность новых площадок, но никто не догадался спросить об этом самих молодых.

Для печатных СМИ прошлый 2020-ый стал во многом уникальным. Из года в год говорят о том, что газеты доживают свой век, но именно в условиях всеобщей цифровизации «Татмедиа» удалось показать нереальный рост подписки на бумажные издания - свыше 20%. Но как бы там ни было специалисты согласны, что газета перестает быть источником оперативной информации. Она вместе со своими подписчиками, которые в большинстве своем старше 65 лет, ушла на пенсию, уступив место новым площадкам.

Опрос, проведенный во время коллегии, показал, что 34% представителей СМИ уверены: газеты нужно развивать как нишевый тематический продукт для отдельных сегментов аудитории. А 33% считают, что нужно наращивать аудиторию через активное продвижение и популяризацию печатных версий.

Нашлись и те, кто мыслят более критично. По мнению 12% опрошенных, от газет нужно вовсе отказаться, не дожидаясь их «смерти». А по мнению 21%, изменить ситуацию уже ничто не сможет, поэтому при достижении минимального порога аудитории можно просто закрывать издания.

Руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев, ссылаясь на экспертное мнение, заявил, что процесс сокращения печатной прессы и ее читателей не остановить ничем. Через 5-6 лет произойдет полная трансформация традиционных форматов периодики. В то же время, как бы удивительно это не звучало, по его словам, в Татарстане еще есть новые возможности развития розничных продаж.

- Есть запас роста, который сможет обеспечить более широкий охват аудитории, - говорит он об этом.

Однако для этого необходимо развивать каналы распространения прессы. Киоски, в которых люди могли бы закупаться прессой, в городах если и есть, то находятся в самом непривлекательном виде, говорит президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Татарстана, главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова.

Ждать постоянного роста долговременных подписок тоже не приходится. Люди массово отказываются платить деньги за эту услугу, ведь «Почта России» как всегда подводит своей «оперативностью». Часто татарстанцы, живущие в отдаленных районах, сталкиваются с тем, что их газеты сначала долго пылятся в почтовых отделениях, а потом за раз приходят сразу по три номера.

Специально для обмена опытом на коллегию пригласили главного редактора газеты «Ревдинский рабочий» Евгения Зиновьева из Свердловской области. Он рассказал, что у его издания тоже была такая проблема, но со временем команда издания разработала несколько альтернативных форм распространения.

- С «Почтой России» мы не работаем, у них для нас совершенно негуманные расценки. Мы выстроили собственную систему доставки. Набираем почтальонов, платим им зарплату. Удобно, что наш город достаточно компактный и районы тоже, - поделился он.

Кроме этого, «Ревдинцы» активно работают с местными маленькими магазинами, продающими хлеб, молоко, сыр.

- Львиная доля продаж у нас идет через хлебные киоски местного хлебозавода. Такая коллаборация - свежий хлеб, свежая газета. Мы хотим договориться, чтобы они выпустили определенный сорт черного хлеба и назвали его «Ревдинский рабочий». Я думаю, что это возымеет свой эффект, - рассказывал Зиновьев.

В то же время, несмотря на кажущийся успех в продажах, газета в своем первозданном виде проживет недолго, уверен спикер, ведь ее читателями в основном являются люди старше 60 лет, поэтому сейчас редакция работает над интернет-версией.

Вместе с тем, Зиновьев не отрицает и то, что бумажная версия может развиваться, но не как источник информации, а как носитель смыслов, возможно даже, как модный аксессуар, читатель которого будет ассоциировать себя с определенной социальной группой.

- Если у какого-нибудь бизнесмена считается хорошим тоном держать на рабочем столе «Коммерсант», то мне бы очень хотелось, чтобы у жителей Ревды считалось хорошим тоном, когда у них из сумочки торчит «Ревдинский рабочий». Для этого мы должны нести нашей аудитории понятные им смыслы. Это наша главная задача, - поделился мнением главный редактор.

К слову, возвращаясь к размышлениям о том, будет ли жить печатная журналистика, власти республики, в частности руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров заявил, что сохранить газеты - важная задача отрасли. Он также добавил, что интеграция традиционных СМИ в цифровые медиа должна проходить безболезненно для читателей.

- Стоит подумать о развитии редакций на различных платформах. При этом очень важно сохранить баланс серьёзных аналитических материалов и легкой просветительской информации, - считает Сафаров.

Одной из самых важных задач «Татмедиа» в 2021 году станет развитие СМИ на национальных языках.

- Это сохранение газет на чувашском, удмуртском и прессы на татарском языке, которая выходит в республике и за ее пределами в разных регионах, - пояснил Салимгараев.

По его словам, издания на национальных языках помогают татарам и представителям других национальностей по всей России чувствовать свою связь с исторической родиной, сопричастность к культуре и традициям.

Большую роль национальные издания играют и в деле сохранения и развития родных языков, добавляет Сафаров. И вообще, эта задача, по его мнению, является важнейшей для СМИ.

- Вот только у нас есть проблема - создание контента, соответствующего запросам современной аудитории. Поэтому нам нужно внедрять новые методы, создавать подкасты на актуальные темы, открывать Ютуб-каналы, выходить в Тик-Ток. Ваша сила в том, что вы умеете создавать качественный контент на родных языках. Я бы попросил вас выходить на новые площадки коммуникации с аудиторией, - рассуждал Сафаров.

Спикер напомнил, что еще с прошлого года в журналистской сфере говорили и о привлечении детей и молодежи в создание контента с национальной составляющей. Особым успехом в этом плане отличился проект «Татмедиа.Junior», который объединил в себя несколько детских журналов и телеканал «Шаян ТВ».

- В общей сложности формат насчитывает 33 проекта, 14 Ютуб-каналов, есть Тик-Ток и страница в Инстаграм. На сегодня мы создали более 100 выпусков и успели набрать около 130 тысяч просмотров, - добавляет Ильназ Фазуллин, главный редактор журнала «Ялкын».

Куда лучше, чем у печатных СМИ, обстоят дела у регионального телевидения. У телекомпаний есть сформированная команда журналистов, есть устойчивая аудитория. А гендиректор «ТНВ» Ильшат Аминов и вовсе заявил, что «эпоха телевидения только начинается».

- Потому что сегодня самый востребованный контент - визуализация, - уверен он.

Но, конечно, есть и проблемы. Например, растут затраты на отправку сигнала, лицензионные требования стали жестче, запрос от операторов кабельных сетей на качество сигнала стал выше.

- Все это происходит на фоне падающих доходов и снижения интереса к линейному программированию, делая традиционное телевидение в принципе не окупаемым. Сейчас оно становится больше социальным проектом, а не коммерческим, - добавляет Салимгараев.

Аминов уверен, выжить «твшникам» поможет мультиплатформность, то есть работа сразу на нескольких информационных площадках. Однако каждой из них нужен особый контент особого формата.

- А для этого нужны огромные ресурсы, которых нам сегодня катастрофически не хватает, - сказал Аминов.

Вместе с тем, аудитория, присутствовавшая на коллегии, предложила и другие варианты развития. Выяснилось, что 33% опрошенных считают, что будущее регионального телевидения за продакшн-студиями и производством востребованного для интернет-зрителя контента. Почти столько же человек (27%) уверены, что ничего для телевидения не изменится по сравнению с сегодняшним днем. Чуть меньше (21%) участников коллегии отметили, что телевидению нужно переходить на нишевое вещание для заинтересованного, но небольшого сегмента аудитории. 19% выбрали вариант полного перехода телевидения в интернет, в Ютуб, соцсети и другие приложения.

Говоря о последнем, Александр Малькевич отметил, что СМИ - фабрики контента и какая разница на какой платформе оно будет. Ведь ни один блогер со смартфоном не сможет настолько качественно создать продукцию, которая создается журналистами.

В свою очередь, генеральный директор агентства «Интерфакс» Николай Касьянов считает, что с блогерами «твшникам» придётся посоревноваться ещё немало, поэтому расслабляться не стоит. Ведь кроме тех соцсетей, что есть сейчас, впереди развитие множества других, где будут собственные механизмы продвижения информации, уникальные инфоповоды.

- И вообще, мы живем при проблематичных социальных лифтах. «Пряников» хватает не на всех. Мы работаем с молодым поколением, у которого внутренняя конкуренция в разы больше, чем в советском и постсоветском обществе. Между гендарами и внутри гендера совершенно другие отношения. Если у нас есть желание заставить молодежь читать книги, то мы должны вычленить два-три основных параметра для них. Кроме того, нужно помнить, если в 20 лет ты не левый - у тебя нет сердца, если в 40 лет ты левый - у тебя нет мозгов. Поэтому, когда мы осуждаем наших юношей, которые ходят на акции, нужно понимать, что это возраст такой и с ними надо работать и им надо помочь. Они привыкли получать советы из интернета, - подытожил Касьянов. Источник: kazanfirst.ru

У вас недостаточно прав для комментирования