Чтобы не выйти в тираж: руководитель Енисейского управления Роскомнадзора о СМИ Хакасии

Руководитель Енисейского управления ​Роскомнадзора Наталья Анатольевна Бурдюкова в интервью «Пульсу Хакасии» рассказала о своей работе, о роли СМИ и о том, какие СМИ работают в нашем регионе.

 Отечественная медиаотрасль оказалась сегодня в сложном положении. Виной тому пандемия коронавируса и непростая экономическая ситуация. Эти факторы привели к падению выручки от реализации продукции СМИ, снижению доходов от рекламы. Особенно остро это почувствовали на себе региональные организации, поскольку большинство из них относятся к субъектам малого предпринимательства.

На сегодняшний день роль СМИ особенно важна: граждане должны получать оперативную и достоверную информацию о происходящем в своем регионе, стране и мире. Сложившаяся ситуация привела к серьезным изменениям в стиле и форматах работы СМИ, поскольку большинство мероприятий были отменены из-за ограничений, связанных с коронавирусом, ограничен доступ к экспертам.

Гораздо активнее, чем раньше, сегодня используются различные онлайн-площадки для проведения мероприятий. Это позволяет, в том числе, всем желающим присоединяться напрямую к круглым столам и форумам, аудиторией которых раньше могли быть только эксперты и сами журналисты. Неудивительно, что в сложившихся условиях роль местных СМИ только возрастает.

На сегодняшний день в Республике Хакасия распространяется 116 СМИ, из которых 75 являются частными. Правительство России отнесло медиасферу к наиболее пострадавшим отраслям экономики, СМИ оказываются меры поддержки. Государственным органом, осуществляющим контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций на территории Красноярского края, Республик Тыва и Хакасия, является Енисейское управление Роскомнадзора.

Как отмечает руководитель Управления Наталья Бурдюкова, в целях предупреждения нарушений региональными СМИ обязательных требований законодательства, специалистами Управления регулярно проводится профилактическая работа. Форматы ее различны: вебинары, публикации в прессе, размещение информации на официальном сайте Управления.

Также активно проводятся адресные профилактические мероприятия: рассылка писем с разъяснением требований законодательства в сфере СМИ и телерадиовещания, телефонные консультации.

«Проводимая Управлением профилактическая работа способствует, в том числе, не только сокращению количества выявляемых нарушений в деятельности СМИ, но и повышению ответственности учредителей и редакций действующих СМИ в части исполнения норм и требований профильного законодательства», – рассказывает Наталья Бурдюкова.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности специалисты Управления используют технологии дистанционного контроля, без взаимодействия с проверяемыми лицами. В 2020 году специалистами Управления было выявлено 32 нарушения в деятельности СМИ и 20 нарушений в деятельности лицензиатов-вещателей.

Особое внимание уделяется недопущению таких нарушений, как, например, распространение информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства. Зачастую большая часть публикаций в сетевых изданиях посвящена резонансному происшествию или отсылкам к нему. Особенно подробно тема суицидов освещалась СМИ несколько лет назад, в связи со всплеском активности групп типа «Синего кита» в социальных сетях. Опасность распространения такой информации не всегда очевидна, однако она безусловно есть: увиденное либо прочитанное может склонить человека к совершению суицида.

В ст. 4 «Злоупотребление свободой массовой информации» Закона «О средствах массовой информации» запрещается распространение в СМИ материалов, содержащих нецензурную брань. К сожалению, порой журналисты, желая сделать свой материал более ярким и интересным для аудитории, забывают о требованиях закона. При этом мало кто будет спорить с тем, что зрителя, слушателя, читателя необходимо избавлять от нецензурной лексики в СМИ.

Одной из важнейших целей государственной политики является создание и обеспечение безопасного медийного пространства для детей, развития у них навыка самостоятельного ориентирования в предлагаемой информационной продукции и её оценки. Информационная безопасность детей включает в себя их защиту от негативного воздействия информационной продукции, позитивного воздействия информационной среды на ребенка.

Одним из требований Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является размещение на продукции СМИ знака информационной продукции для ее оборота на территории России, включая аудиовизуальную продукцию.

При возрастной маркировке информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не развернутая характеристика контента, а сигнал родителям: продукция СМИ содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка, в первую очередь его психологического здоровья. Таким образом, отсутствие знака информационной продукции лишает родителей возможности ограничить детей от контента, способного причинить вред их детям.

В надзорном органе постоянно анализируют ситуацию с выявляемыми нарушениями и оказывают необходимую консультативную помощь представителям СМИ. Например, в целях приведения уставов редакций СМИ в соответствие с нормами действующего законодательства, а также защиты законных прав журналистов, специалистами Управления размещены на официальном сайте Управления образцы уставов и договоров их заменяющих, с подробными разъяснениями.

«Свобода слова – одна из главных, базовых ценностей нашего общества. Попытки влиять на редакционную политику, либо оказывать какое-либо давление на редакцию, абсолютно недопустимы. Мы лишь стараемся предотвратить злоупотребление свободой массовой информации, поскольку все прекрасно понимают, что недопустимо использовать СМИ для совершения уголовно – наказуемых деяний, распространения материалов экстремистского характера, пропаганды наркотических средств, порнографии, культа насилия и жестокости», – подчеркнула Наталья Бурдюкова.

Не наказать, а предупредить совершение административного правонарушения. Именно такова на сегодняшний день сама «философия» контроля и надзора со стороны специалистов Управления. Подобный подход в разы повышает роль профилактической, разъяснительной работы, оказанию не формальной, а содержательной консультативной помощи представителям СМИ.

Цифры и факты

На территории Республики Хакасия распространяется 116 СМИ, из которых печатных периодических изданий – 45: газет – 39; журналов – 6. Электронных периодических изданий – 3, сетевых изданий – 22, телеканалов (телепрограмм) – 17, радиоканалов – 29. Учредителями 3 СМИ являются региональные отделения политических партий, 2 СМИ – некоммерческие религиозные организации. Из общего количества распространяемых 75 СМИ являются частными: 9 телеканалов, 22 радиоканала, 22 печатных периодических издания, 22 электронных периодических изданий/сетевых изданий. Источник: pulse19.ru

У вас недостаточно прав для комментирования