«Мы сами обратили внимание, что спрос на юмор журнала „Чаян“ сейчас очень растет. Тиражи журнала ежемесячно увеличиваются. „Чаян“ — один из самых продаваемых журналов в сетке „Татмедиа“. Понятно, что других аналогов не осталось в России — много юмористических журналов закрылось. Но ключевое то, что люди устали от пандемии и на юмор всегда есть спрос», — рассказал генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков.
Недавно 500 экземпляров журнала были отправлены в Москву. С прошлого месяца он продается по всей России, в том числе и в соседней Башкирии, в Уфе. «Чаян» активно действует в социальных сетях — растет количество подписчиков в Instagram и Telegram. В будущем руководство медиахолдинга «Татмедиа» планирует опробовать «Чаян» в TikTok.
«Чувство юмора — показатель зрелости человека. Только недалекий человек может обидеться 1 апреля и не ответить на шутку. Юмор — это маркер определения уровня интеллекта человека, главный показатель. Только умный человек может шутить, особенно над собой», — заметил Шамиль Садыков.
По мнению организаторов выставки, «Чаян» — это народный журнал, который должен идти в народ и быть с ним. Поэтому в качестве площадки для размещения экспозиции был выбран именно торговый центр. В будущем планируются и другие выставки в иных местах, в том числе и в культурных пространствах.
Для журнала 1 апреля — профессиональный праздник. Для выставки организаторы отобрали лучшие работы художников — это и классики карикатуры и сатиры, и современные авторы. Сейчас с изданием сотрудничают около 100 внештатных авторов, которые и пишут, и рисуют. Многие художники выкладывали раньше свои произведения в интернет, но они оставались незамеченными, буквально попадая в «черную дыру». А на бумаге работа сохраняется, да и есть чем поделиться с потомками.
В начале 90-х годов прошлого века на пике успеха был сатирический журнал «Крокодил», выходивший тиражом 6 млн экземпляров, а «Чаян», основанный в 1923 году, тогда имел тираж около миллиона. Но с учетом изменения условий работы медиа «Крокодил» решил стать частным и в итоге исчез.
«Наше счастье, что нас поддерживают. Я не скрываю этого, более того — я горжусь тем, что наша республика посчитала возможным нас поддержать, потому что считает, что это культурное достояние республики», — заметил главный редактор сатирического журнала «Чаян» Рафаэль Халиуллов.
В советское время журнал находился под контролем Татарского обкома КПСС, поэтому его очень боялись. Он мог себе позволить критику разных явлений (до определенного уровня), и именно поэтому никто не хотел попадать на его страницы.
Производство сатирического контента — отдельная наука. Есть профессиональные художники, которые могут воплотить идею, но не могут ее выдвинуть. Есть авторы отличных идей, которые не могут рисовать. В «Чаяне» совмещены все направления за счет присутствия мастеров своего дела. Структура юмора, по словам Рафаэля Халиуллова, всегда похожа. Но журнал не опускается до шуток ниже пояса. А молодежь издание стремится привлечь через соцсети — за счет материала, который рассчитан на думающую аудиторию. Источники: tatar-inform.ru