В Уставе Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области появилось изменение, согласно которому «под СМИ теперь имеются в виду также журналистские «блоги» и «каналы» в Сети». Как пояснил «Парламентской газете» недавно избранный председателем Союза Андрей Радин, журналистские тексты блогеров часто не уступают творениям сотрудников традиционных изданий и такое «яркое явление нужно признать». Депутаты Госдумы согласны, что блогосферу нужно регулировать, но как это правильно сделать, ещё только предстоит понять.
Стали коллегами
Союз журналистов Петербурга и Ленобласти на своём съезде, прошедшем 3 апреля, внёс революционное изменение в свой устав. Теперь блоги, в которых авторы пишут на общественно значимые темы, тоже считаются средствами массовой информации. По словам Андрея Радина, некоторые авторы хоть и не пишут для официальных СМИ, а ведут странички в соцсетях или каналы на YouTube, работают «очень качественно и на высоком журналистском уровне».
«Например, у них нет возможности работать именно в журналистике, попасть в официальное издание, но на выходе мы получаем очень серьёзные материалы, которые ничем не уступают лучшим профессиональным образцам, — сказал Радин «Парламентской газете». — В первую очередь это касается очень серьёзных текстов на политические темы, различных расследований, которые появляются в телеграм-каналах, YouTube, «Живом Журнале». Раньше их авторы не могли участвовать в журналистских конкурсах, претендовать на членский билет нашего союза, потому что они не были журналистами ни по образованию, ни по статусу. Теперь мы внесли изменение в устав».
Собственные критерии для принятия блогеров в свои ряды союз уже разработал, например вести блог автор должен как минимум два года.
«Чтобы не было такого, что он его только-только создал — и сразу к нам в союз», — пояснил Радин.
К образованию автора требований нет — оно может быть как журналистским, так и любым другим. Кроме того, конечно, члены союза будут смотреть на качество и уровень текстов и видеоматериалов. Исключить блогера из союза, как и других его членов, смогут за нарушение правил устава.
«Каким бы ни был профессионалом блогер, если не станет платить членские взносы, будем вынуждены расстаться», — рассмеялся Радин.
Также глава журналистского сообщества считает, что появление понятия «блогер» в законодательстве «было бы нелишним»: «Ведь мы озаботились этой темой как раз потому, что эти люди тоже хотят быть на передовой. Это важно не только для блогеров, но и для профессиональных членов союза, которые готовы признать, что в нашей жизни есть такое яркое явление».
Давняя тема
Попытка приравнять блогеров к журналистам в России уже была. С 2014 года действовал закон, по которому автор общедоступного блога с ежесуточной аудиторией более трёх тысяч человек должен был регистрироваться в Роскомнадзоре. Затем на него распространялись правила, существующие для СМИ: его обязывали проверять публикуемую информацию на предмет возможных нарушений законов, например об экстремизме или о предвыборной агитации, а также на достоверность. Однако в 2017 году эта норма из Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» исчезла, так как депутаты решили, что она «показала свою неэффективность».
Тем не менее активное развитие блогов заставляет парламентариев раз за разом возвращаться к этой теме, в том числе из соображений безопасности их авторов, которые в последнее время часто освещают массовые мероприятия, отметил 10 марта на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи его председатель Александр Хинштейн. Поэтому, по словам депутата, не исключено, что законодатели снова займутся регулированием блогосферы. Также обратила внимание на необходимость определить правовой статус блогеров уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова — об этом она сообщила в своём докладе о деятельности за 2020 год, опубликованном 1 апреля на сайте омбудсмена.
Как прописать — неясно
Прежде чем указывать в законодательстве блогеров, нужно понять, как это правильно сделать, сказал Хинштейн «Парламентской газете». Важно для законодателей и то, что чаще всего профессиональное журналистское сообщество блогеров за «своих» не считает.
«С одной стороны, блогосфера во многом конкурирует с традиционными СМИ, но с другой — как прописать это? Кто такой блогер, нужны ли ему какие-то гарантии? — задался вопросом депутат. — Почему государство даёт дополнительные гарантии журналистам? Потому что они выполняют очень важную социальную миссию — обеспечивают принцип свободы слова, один из основных принципов любого демократического государства. Но журналист, исходя из закона о СМИ, — это штатный или внештатный сотрудник зарегистрированного издания или лицо, выполняющее отдельные редакционные поручения. Блогеров в их числе нет».
Хинштейн подчеркнул, что зарегистрированное издание — это своего рода верификация, подтверждающая, что человеку, который там работает, можно верить. А блогер — это кто угодно, у кого в руках есть телефон, добавил он.
«Означает ли это, что пятиклассник, взявший смартфон и написавший, что происходит у него в классе, является блогером, на него должны распространяться те же соцгарантии, что и на журналистов?» — привёл пример парламентарий.
Найти баланс
«Честным признанием фактов» назвал решение питерского Союза журналистов член Комитета по информполитике Антон Горелкин. Депутат отметил «Парламентской газете», что блоги, соцсети, телеграм-каналы уже давно выполняют функции СМИ и это «неотъемлемая часть медиапространства».
«К сожалению, в законодательстве этот факт пока отражения не нашёл, — вздохнул Горелкин. — С одной стороны, СМИ и журналисты старой школы несколько ревнуют, справедливо видя в блогерах, ютуберах и телеграмерах конкурентов. С другой - сами сетевые деятели опасаются ответственности, которую накладывает официальный статус средства массовой информации. И устраивающий всех баланс пока не найден». Источник: pnp.ru