Снижение прибыли и шаурма вместо периодики: что стало с киосками «Уфа-печати»

Когда-то киоски «Уфа-печати» полностью соответствовали запросам горожан: здесь можно было купить периодику и разную необходимую «мелочь». Очевидно, что сегодня наблюдается тренд на сокращение количества печатной продукции и ларьки нуждаются в модернизации – как внешней, так и идейной. Однако работает ли в этом направлении нынешнее руководство МУПа и кому во благо выживают оставшиеся киоски и уличные экраны? На данный момент большую часть НТО занимают продавцы фастфуда или овощей – для такого вывода не обязательно быть экспертом, достаточно быть уфимцем. 

 

В ведении предприятия находятся более сотни киосков, крупное офисное помещение на красной линии Уфы площадью 1,4 тысячи кв. м, а также четыре уличных видеоэкрана. По информации источника ГорОбзор.ру, знакомого с ситуацией, по договорам аренды земельных участков, на которых расположены ларьки, МУП задолжал Управлению земельных и имущественных отношений города более 1 млн рублей. Кроме того, по словам собеседника, множество киосков на данный момент пустует, а большинство из тех, что функционирует, находятся в плачевном состоянии. Арендаторы самовольно увеличивают площади НТО, и выглядит это далеко не эстетично: они используют навесы, подпорки и ящики. Учитывая, что большинство ларьков «Уфа-печати» расположены на главных улицах, такой хенд-мейд сильно портит облик столицы. Вместе с тем остаются вопросы и к качеству отпускаемой в них продукции.

С приходом нового директора Загира Ишкина в прошлом году предприятие существенно повысило арендную плату. Это объясняет тот факт, что периодика начала покидать ларьки: она не способна потянуть такую стоимость, а пустующие точки стали заполняться шаурмой и провизией. Ранее 69 киосков – это большая часть от числа всех НТО – арендовала группа компаний «Горпечать», которая занимается продажей печатной прессы. К сегодняшнему дню цифра снизилась до 45. Руководитель «Горпечати» Тимур Ахметшин рассказал, что конкретных действий для исправления ситуации никто не предпринимает.

«Если взять все эти киоски и выставить туда повышение, то в среднем получается 50 процентов роста [стоимости арендной платы]. Просто на какие-то киоски в большей степени увеличение произошло, на какие-то – в меньшей. <…> Вроде, обещают, что будут это направление развивать, но пока конкретных действий не знаю», - сказал он.

Примечательно, что, несмотря на повышение арендной платы, зарабатывать «Уфа-печать» стала меньше. Согласно данным, размещенным на информационном ресурсе бухгалтерской отчетности, чистая прибыль предприятия за 2020 год составила 492 тысячи рублей, она снизилась на 17,3% по сравнению с 2019 годом (595 тысяч рублей). По информации нашего источника, за прошлый год в казну городской мэрии от МУПа поступило около 75 тысяч рублей. По запросу ГорОбзор.ру уфимская администрация сообщила, что в период с 2018 по 2020 год от «Уфы-печати» было получено в общем 398,4 тысячи рублей.

Очевидно, что к такому финансовому состоянию и отсутствию концепции «Уфа-печать» пришла не за один год, но что этому способствовало и реально ли вернуть ларькам смысл – исторический и современный? Эти вопросы мы задали директору МУПа Загиру Ишкину.

«С чем связано то, что киоски превратились во фрукты-овощи и так далее: ситуация – она не сегодняшнего дня, она тянется уже на протяжении нескольких лет. В свое время администрация дала согласие на то, чтобы часть киосков перепрофилировать под другую коммерческую деятельность», - говорит Загир Ишкин.

Учитывая, что к 2025 году в России должны ликвидировать все ГУПы и МУПы на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, «Уфу-печать», вероятно, ждет реорганизация в общество с ограниченной ответственностью. К благоустройству же ларьков собираются привлечь самих арендаторов.

О том, что для киосков «Уфа-печати» разрабатывают дизайн, городская мэрия писала в декабре 2020 года. По словам Загира Ишкина, проект уже готов, но все еще не прошел процедуру согласования. Обнародовать его пока не собираются, также он не предполагает голосования с участием горожан. Своим мнением о том, как должны выглядеть ларьки, с нами поделился заслуженный архитектор России, руководитель архитектурной мастерской Леонид Дубицкий.

«Может быть, стоит их привести к какому-то единому стилю, но при этом помнить, что ведь даже улицы разные, к разным улицам нужен свой стиль. Я хочу сказать, что стиль должен заключаться в том, что они должны быть с некоторыми различиями. Все должно быть гармонично относительно улиц. <…> Это все [типизация] идет с самых верхов в России – я имею в виду с самых-самых верхов. Все типовое, и, к сожалению, вот эта типизация может привести к выгоранию прелести пространства и так далее», - считает специалист.

Директор «Уфа-печати» рассказал, что киоски планируют перемещать в другие точки города, а дизайн-проект уже существует – судя по всему, ларьки едва ли будут чем-то отличаться друг от друга. В беседе с Леонидом Дубицким мы предположили, что проект наверняка будет включать в себя традиционный башкирский орнамент.

«Это же ужасно, что в настоящее время даже в высотной застройке применяется орнамент. Не стильно, не красиво. Нет такого понятия «национальная архитектура», это надумано. <…> Пытаются найти какой-то национальный стиль… Конечно, я понимаю, что есть восточный стиль, западный стиль, но вот эти все орнаменты – либо это не продумано, либо надумано», - говорит Леонид Дубицкий.

 

Возможно, как раз в попытках «найти национальный стиль» руководство «Уфа-печати» на протяжении нескольких лет использовало панорамное фото столицы Башкирии в оформлении ларьков. Автор снимка дизайнер Тимур Сабитов рассказал корреспонденту ГорОбзор.ру, что платить за это ему отказались, хотя такое заимствование в коммерческих целях, конечно, незаконно. С профессиональной точки зрения дизайнер невысоко оценивает шансы на то, что руководство «Уфа-печати» сделает из киосков нечто стильное и концептуальное.

«Я бы не стал выделять проблему киосков отдельно. Стиль киосков соответствует стилю многих зданий, парков-пустырей, пешеходных путей, асфальтных покрытий, настенных граффити, памятников и прочее. Этот стиль называется: «Профессионалов нанимать дорого, доверюсь лучше дилетантам», - сказал Тимур Сабитов.

В любом случае, увидеть первые попытки «реанимации» киосков мы сможем не раньше, чем через год, как сообщил Загир Ишкин. Успешно ли пройдет эта операция, покажет реакция уфимцев. Источник: gorobzor.ru

Добавить комментарий