На прошлой неделе, 13 января, в нашей стране отмечали День российской печати — традиционно он считается главным профессиональным праздником журналистского сообщества.А это повод не только (и не столько) праздновать, но и подводить итоги. И строить планы на будущее. Можно сказать, что пресса — это мать журналистики. Последние десятилетия идут торжественные, с привкусом фатализма «похороны большой мамы», они идут долго, но безуспешно и преждевременно. Наиболее оптимистично настроенные эксперты склонны считать, что на векмиллениалов старой доброй бумажной газеты хватит. Тем не менее, кризис имеет место быть. Он затронул всю без исключения печать, а особенно досталось так называемым «районкам» — локальным муниципальным изданиям.
Каким будет ближайшее будущее газет? Это непростой вопрос, потому что не совсем ясно даже их настоящее. Какое место занимает пресса в современноммедиапространстве? Конкурент ли ему Интернет и соцсети? Котируется ли свобода слова, как его добиться и какова его цена? Вот основные вопросы, тревожащие умы журналистов — от «крутых» федеральных изданий до маленькой районки.
ЖИВИ, «БУМАГА»!
До окончательного исчезновения бумажной газеты с прилавков и почтовых ящиков пройдет, вероятно, ещё много времени. То, что это рано или поздно случится — высоковероятно. Пару лет назад в Госдуме проходили парламентские слушания по проблеме прессы в России — сторона журналистов заявляла о кризисе печатных СМИ, что газеты умрут без поддержки государства. Поддержки хотя бы опосредованной — например, снять запрет на рекламу некоторых товаров, взять на контроль тарифы на услуги распространения и бумагу, снизить налоговую нагрузку и проч. На волне общего снижения читательского интереса к старушке-газете это действительно вопросы выживания.
Не сказать, чтобы с тех пор что-то изменилось в законодательном плане. Тиражи, конечно, снижаются, но часто за счет роста интереса к онлайн-площадкам официальных газет. Поток рекламы падает, но здесь, скорее, виноват общий экономический спад.
Официальная статистика подтверждает, что крест на бумажной газете ставить пока рано. Так, в 2021 году только через сервисы «Почты России» жители Алтайского края получили 13,9 млн разных газет и журналов, оформив подписку более чем на 500 тысяч периодических изданий. По данным «Почты России» наиболее популярны центральные газеты и журналы, а следом идут, как ни странно, городские и районные газеты — и лишь потом краевые. «Каменские известия», кстати, лидируют среди алтайских районок по количеству подписчиков.
Будет ли жить газета в бумажном формате или исчезнет, решат сами читатели. В конце концов, невидимая рука рынка выражается в извечном принципе — спрос рождает предложение. Газета — это собственная, особая ниша в медиапространстве. Когда-то, с развитием электроники, все прочили смерть бумажной книге, но она жива и по сей день как некий архетип. Для кого-то именно бумажная газета, легко трансформируемая после прочтения и в мухобойку, и в упаковочный материал, всегда будет в подсознании чем-то тёплым и ламповым.
СИМБИОЗ «БУКВЫ» И «ЦИФРЫ»
Что мы имеем в итоге? Интерес к бумажной прессе всё ещё есть. Следовательно, этот формат следует сохранять ровно столько, сколько он будет востребован. Для этих целей «Каменские известия» год назад приобрели у «Роспечати» их розничную сеть на территории Камня-на-Оби и Крутихи, сохранив тем самым пункты дистрибуции периодики в «шаговой доступности» и рабочие места. Годичный опыт показывает, что это дело пока рентабельно.
В то же время необходимо успевать занять нишу в Интернет-пространстве. Сопротивление современным тенденциям так же бесполезно, как некогда бунт луддитов против машин (машины победили). А значит, нужно осваивать обе площадки. Так, наше издание имеет свой сайт, который ежегодно входит в топ-10 края по количеству цитирования, мы активно работаем в соцсетях и мессенджерах.
Самый животрепещущий вопрос — являются ли конкурентами официальным СМИ, базирующимся в Интернете, самостийные (и даже можно сказать стихийные) пользователи сети? По оценкам исследователей медиапространства ежедневно на среднестатистического гражданина «падает» порядка трех тысяч сообщений разного рода— а сыплются они ныне чуть ли не из каждого утюга. Новостные ленты, чаты, фидлентысоцсетей, посты и репосты друзей, инста, тик-ток — тысячи их. И, конечно, в некотором смысле тяжелые и неповоротливые информ-ветераны: газета, радио, ТВ.
Проблема современного медиа в том, что на 99 процентов эти сообщения не имеют серьезного содержания. Короткие видео, фото с мест происшествий, сжатые до лексики людоедки Эллочки комментарии, нацеленные на хайп… При таком безграничном доступе к информации с ней (информацией), произошёл дефицит. Интернет даёт не более чем пищу профессионалам своего дела, поскольку информация в том смысле, который в неё вложен изначально, была и остается монополией журналистики. Грамотный симбиоз прессы с новыми веяниями поколения зумеров — кажется, это выход.
КАК СОХРАНИТЬ ПОДПИСЧИКОВ?
Нужно отвечать запросам современного читателя и охватывать по возможности все целевые аудитории. Приблизиться к скорости света, которой обладает Интернет, но не потерять точность и объективность. Немаловажно при этом иметь возможность писать критические материалы — и действительно писать, а не гипотетически иметь. Свобода слова сейчас не просто нужна журналистам и их читателям, она целесообразна и неизбежна.
Увы, до сих пор нет такой массовой практики, как вывод муниципальных властей из единоличного учредительства — это механизм, который позволил бы иметь сдержки и противовесы в политике редакций и во взаимоотношениях с властью. А невозможно это чаще всего из-за отсутствия финансовой самостоятельности небольших районных изданий.
В Камне-на-Оби сложилась уникальная ситуация. По сути, «Каменские известия» остались единственной газетой на рынке рекламы, конкуренты исчезли, провалились даже попытки создать бесплатно распространяемые рекламные бюллетени. А реклама — наш хлеб и наше оружие.
Самое интересное, что в критическом подходе СМИ к власти сейчас заинтересована и сама власть, однако многие районки продолжают жить в условиях местечкового феодализма, под деревянным топором цензуры.
— Ещё лет двадцать назад какой-нибудь руководитель мог изменить информационное пространство одним телефонным звонком, — говорит редактор МУП «КРГ «Каменские известия» Алексей Уфимцев. — Материалы могли сниматься на уровне гранок или даже буквально вытаскиваться из типографской машины. Сейчас, в условиях доступности Интернета, это потеряло всякий смысл. К сожалению, не все руководители приходят к таким же выводам.
Как мы уже рассуждали выше, неконтролируемый избыток сообщений в медиа-поле породил дефицит и отсутствие спроса на истинную информацию, но на самом деле она снова может быть в тренде. Да, сейчас предел концентрации внимания среднего пользователя сети обозначен допустимым количеством символов в инстаграме. В то же время возвращается мода на старый добрый блог с содержательными публикациями.
Вертикально выстроенные отношения районок и власти породили ряд негативных тенденций, которые не дают вернуть моду на длинные тексты. Коллеги поймут о чем речь — о публикации «давальческих» материалов от различных казенных домов. Последним они нужны для отчета. Газете они нужны, как зайцу стоп-сигнал. Читателю — ну разве что для завертывания селёдки. Сухие официозы никого не радуют, но при этом заполняют площади многих муниципальных изданий. Что это, если не способ добровольно избавиться от подписчиков? Да, в случаях с кадровым дефицитом (а он повсеместен) такие публикации помогают заполнять газету. Но это чёрный выход из ситуации. Читателям нужно большее, чем чиновничьи отчёты. И да, правда всегда в тренде — если говорить о содержательной информации.
ЦЕНА ПРАВДЫ
Любопытно: тому, что некогда отправлялось в печать под контролем «сверху», читатели, в общем-то, верили. Но это было до цифровой революции, произошедшей в середине-конце «нулевых». Сложилось совершенно иное информационное пространство. При таком абсолютно свободном доступе к Интернету и активности в соцсетях погрешить против истины становится невозможным, а критику в конструктивном русле и в пределах этики могут дать только официальные СМИ. Но, кажется, не все муниципальные руководители это осознают и не снимают прессинг.
— Есть такое интересное наблюдение, — рассказывает редактор «КИ». — Можно девять раз написать хорошо про какое-либо ведомство, а в десятый раз раскритиковать. Никто не вспомнит про хорошее, а отношения к газете перейдут в разряд личных обид. Мы пишем правду, которая многим не нравится, а у этого есть своя цена. Особенно если «переходишь дорогу» сильным мира сего. Многие помнят, какой фурор произвела публикация про угольную «мафию». Затем публикация про подростков, она репостилась даже на федеральном уровне, что в итоге привело к определенным волнениям в местной полиции. Обратная страна медали — мы таким образом наживаем себе врагов.
После ряда резонансных материалов действительно газете прилетела «ответочка». Начиная с прошлого года телефон редактора был взят каменской полицией на прослушивание, полиция отслеживала денежные перемещения по личным счетам и зарплатным картам редактора и творческих сотрудников, дошло до того, что сотрудники Каменского ОБЭПа обзванивали по телефонам в газете наших рекламодателей с просьбами рассказать о взаимоотношениях между ними и газетой. Доходило и до забавных фактов, немного смахивающих на мелкую мстительность и заказ на то, чтобы “не расслаблялись” — вроде дежурства экипажа ДПС возле редакции с раннего утра, и еще некоторых моментов, о которых не стоит упоминать здесь, дабы также не прослыть мелочными в обидах.
— В подобных ситуациях всегда есть риск, что преследования ради мести приобретут и более серьезный характер, — отмечает Алексей Уфимцев. — Вплоть до провокаций и фабрикаций уголовных дел. Чего, кстати, в ближайшем будущем я не исключаю.
ГАЗЕТА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДНОЙ
Кстати, холодная война между полицией и газетой началась с того, о чем говорилось выше. Наше издание отказалось печатать на безвозмездной основе предлагаемые силовым ведомством материалы, а для них, по всей видимости, публикации оных предписывают какие-то директивы «сверху».
За отказами последовала жалоба на редакцию в прокуратуру. Пояснение руководителя «Каменских известий» было простым, внятным и опиралось на федеральный закон «О средствах массовой информации»:
«Редакция … осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Следовательно, вправе определять перечень материалов, подлежащих публикации либо отклоненных. … В соответствии со ст. 42 Закона «О СМИ» никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом «О СМИ».
Прокуратура приняла доводы редакции и отклонила претензии отдела полиции. Кстати, в то же время газета усматривает в некоторых действиях руководства МО МВД России «Каменский» нарушения закона о СМИ. Так, на имя начальника межмуниципального отдела были направлены два официальных запроса по резонансным происшествиям, в установленный законом срок ответ на них не был получен. Оценку действиям начальника полиции, в которых вполне может быть усмотрено и прямое нарушение закона, в ближайшее время даст прокуратура.
— Хочу отметить, что мы не избегаем диалога с полицией, всегда готовы сесть за стол переговоров, поскольку худой мир лучше доброй войны, — говорит редактор «Каменских известий» Алексей Уфимцев. — Но может оказаться, что нам предложат традиционную политику замалчивания как единственное условие мира. Согласиться на это в нынешних реалиях — пойти против читателя и потерять его.
И речь не только о полиции конкретно, она здесь больше для наглядного примера, а о взаимоотношениях с властью вообще. Газета должна быть свободной от воздей-ствия извне — только так мы будем интересными и читаемыми. Конечно, свобода СМИ — это недостижимый идеал, но каждый шаг к нему приближает нас и к читателю.
В качестве резюме можно сказать, что Интернет не стал конкурентом печатных СМИ. Официальные издания были и остаются единственными медиаплощадками, где работают профессионалы, сдерживаемые кодексами РФ и элементарной этикой. То, как довольно часто интерпретируется информация в соцсетях, показывает, что между властью и официальными СМИ должен, наконец, окончательно и бесповоротно начаться честный и открытый диалог.
Максим ПАНКОВ.
Экспертное мнение:
Мария ЧУГУНОВА, председатель Союза журналистов Алтайского края, редактор газеты “Алтайская нива” и журнала “Алтайский крестьянин”:
—Разговоры о том, что газеты умирают, мы слышим уже несколько лет. Надеюсь, печатные СМИ будут жить ещё долго.
Сегодня каждый второй — блогер. Кто первый успел снять яркую картинку — тот и на волне. Информации вокруг нас столько, что мы не в силах её осознать, пропустить через себя, осмыслить. За яркой подачей нередко кроется пустота и даже ложь.
Журналист — это профессия, накладывающая определенную ответственность. Это ремесло, которым владеет не каждый. Журналист обязан проверять источник информации, давать противоположные мнения в своем материале. Он должен быть профессионалом, уметь работать с информацией. И неважно, в каком виде СМИ он будет публиковать свои тексты. Сайт, газета — главное, чтобы работа была выполнена честно и качественно.
Моё личное ощущение, что будущее есть у тех СМИ, которые говорят со своим читателем искренне и на важные темы. Мне кажется, многие просто устали от жёлтых дешёвых новостей, в обществе есть запрос на проверенную информацию.
Источник: izvestiy-kamen.ru