Убили, смерть, чудовищное, кошмар, погибли… – это не анонс нового фильма ужасов, а лишь фрагменты заголовков новостных сообщений, которыми волгоградские СМИ ежедневно потчуют своих читателей. Поток негатива, бесконечный хайп. Причём людей уже не беспокоит его информационная составляющая. Волгоградцы по привычке делают репост новой «сенсации», даже не вникая в смысл. Как же так получилось, что мы стали обществом победившей желтизны и новостной чернухи? Кто виноват в «мусорном ветре из трубы»: журналисты или люди?
В погоне за трафиком
Большая часть новостных порталов живёт в постоянной борьбе за трафик, за количество уникальных посетителей, за место в рейтингах. Уже доказано практикой, что именно негативные или скандальные новости приносят самые большие «дивиденды». Чем громче заголовок, чем скандальнее тема, тем больше людей прочитает новость.
К примеру, на сообщение о благотворительной акции про высадку деревьев придут 100 человек, а на новость об избитой до смерти бабушке на кладбище – 5 тысяч посетителей. Поэтому журналисты, перед которыми редакторы ставят задачи поднять посещаемость ресурса, и стараются вовсю, намеренно сгущая краски и вытаскивая на свет самые грязные подробности. Некоторые порталы, упоминать которые мы не будем, полностью делают новости только в таком стиле и формате, превращая даже обыденные и проходные новости в информационный мусор.
– Так уж повелось, что волгоградские СМИ более 10 лет назад взяли себе за тренд писать про «треш, г… и кровь». В самом начале такого пути эти новости вызывали резонанс и сочувствие: ого, какая ужасная катастрофа! Впоследствии людей просто подсадили на этот самый негативный контент. Пожары, автокатастрофы и арест известных людей вызывают живой интерес читателя, обсуждение и осуждение. Так мы скатились в конец списка городов счастья, возглавив топ-10 самых депрессивных городов РФ, – считает известный волгоградский эко-активист, бизнесвумен Оксана Бабижаева. – На сегодняшний день любое рейтинговое волгоградское СМИ вам с уверенностью скажет: грязь делает хайп, добро – нет.
Новый стандарт
На защиту пишущей братии встал председатель Волгоградское областного отделения Союза журналистов России Вячеслав Черепахин.
– Поток негативной информации не является проблемой журналистики или отдельных журналистов. Это вопрос свершившегося факта нового стандарта медиапотребления, которое формируется за счёт колоссального объёма негатива. Не буду указывать на конкретные федеральные каналы, которые в своё время воспитали именно такое медиапотребление. Факт уже свершился, и сейчас мы вынуждены жить в этом информационном поле.
Вячеслав Черепахин убеждён, что подобная ситуация сложилась не только в волгоградском инфополе, а по всей России.
– Не могу привести конкретные цифры, но я видел данные о том, что российский медиарынок не самый страшный, как, впрочем, и не самый благополучный. Я не хочу говорить о позитиве или негативе в сообщениях СМИ. Но считаю, что необходимо стремиться к тому, чтобы информация была проверена, чтобы в ней были представлены факт, мнение, событие, а читатель мог в этом разбираться. В этом плане над стандартом журналистики волгоградским СМИ ещё нужно много работать.
Он также добавил, что некоторое время назад несколько волгоградских изданий договорились и решили уменьшить поток негатива в своих новостных лентах. Практически сразу, по его словам, трафик уменьшился.
– Поэтому редакторы СМИ ищут скандальные и конфликтные темы или даже в обычные события добавляют этот конфликт, – пояснил Черепахин.
Что думают психотерапевты
Глядя на события, происходящие сегодня, сквозь призму всё тех же новостей, складывается ощущение, что всему нашему миру нужен хороший психотерапевт. С этим соглашаются и профессионалы. Известный волгоградский психотерапевт, учредитель двух медицинских клиник Лада Бутрина утверждает, что сегодня общество вошло в отрицательный резонанс.
– Если вокруг всё плохо, значит, в нас самих всё плохо?! Сегодня негативное слово расходится в инфополе как круги по воде от камня, – говорит Лада Викторовна, отмечая, что в отрицательных эмоциях человеку находиться спокойнее.
– С точки зрения нейрофизиологии каждый из нас рождается с четырьмя базовыми эмоциями: страх, гнев, печаль и радость. То есть одна положительная и три отрицательные эмоции, направленные на то, чтобы наш человеческий род сохранился. В животном мире есть три реакции нервной системы: бей, беги, замри, они нужны для выживания. А радость требует усилий над собой и работы мозга, который сам по себе достаточно ленивая субстанция, не любящая напрягаться. Для радости, сочувствия, для доброты нужны определённые действия. Большинству людей не хочется совершать усилий. Да и мозгу питаться отрицательной энергией проще, чем энергией от музыки, искусства…
Медиатерроризм
Ещё одна беда волгоградского медиаполя – агрессивная политика ряда изданий, которую крупные компании уже называют между собой медиатерроризм.
Как это происходит? Издание с завидной регулярностью публикует негативные информационные заметки о деятельности конкретной компании. Информация транслируется в соцсети, где начинается бурное обсуждение в формате комментариев пользователей. Репутация компании страдает, бизнес терпит убытки. И так издание действует до тех пор, пока компания не заключает с ним договор об информационном обслуживании.
– Не будем называть издание, но нашей компании предложили ежемесячный контракт ценой 300 тысяч рублей, чтобы поток негатива прекратился, – рассказали Volganet.net в одной из крупных фирм, название которой попросили не указывать.
К слову, по такому сценарию действует не одно СМИ региона (о котором, уверены, многие сразу подумали), а несколько.
Страна Пушкина
А между тем Россия – великая страна, родина Пушкина и Достоевского. Но мы с какой-то плебейской радостью забыли об этом. Наше общество, давшее миру великих философов и учёных, превратилась в общество победившего хайпа, когда скандалы, интриги, расследования, расчленёнка и грязь льются на нас из каждого утюга и что самое страшное – с удовольствием обсуждаются нами в комментариях и пересланных сообщениях.
Нам кажется, что пора бить во все колокола, мы уверены, что нужно как-то заставить людей остановиться и понять, что смакование грязных подробностей и перетряхивание чужого белья – это деградация и прямая дорога в яму, заполненную мутной грязной жижей с мусорным ветром над ней…
Источник: volganet.net