История одного комикса: как нелюбовь к чтению переросла в успешный бизнес в Магадане

О гик-культуре, колымских комиксах, "насиживании" бизнеса – в интервью с владельцем BatMoon

Экономист-менеджер по образованию и адепт гик-культуры по жизни решил, что магаданцам нужны комиксы. И открыл свой магазин. Главная миссия — развить эту культуру в нашем регионе. Начинали со стеллажа в магазине для рукоделия, а за три года Geek Shop "BatMoon" вырос до полноценного магазина на 50 кв. метрах, где есть сложные настолки, сотни комиксов под любой запрос, фигурки для фанатов и сувениры. А начиналось все с издания "Том и Джерри" в поселковой библиотеке. Как зарабатывать на хобби, почему комикс — отличный способ привить любовь к чтению, от чего фанатеют магаданцы и издадут ли на Колыме свой собственный комикс. Обо всем этом MagadanMedia поговорило с основателем Geek Shop "BatMoon" Андреем Поповым.

— Я в детстве не любил читать, очень не любил. Меня родители заставляли, и книги мне давались тяжело. В библиотеке однажды увидел комиксы "Том и Джерри", "Микки Маус" — это то, с чего началась моя любовь. Они меня зацепили: это так просто, так весело, так интересно, так ярко. И я увлёкся и начал читать — история интересная, короткая, воспринимается легко. Со временем я стал без проблем читать книги, благодаря комиксам.

Когда переехал в Магадан, понял, что в городе это направление совсем не развито. Когда-то давно возили совсем немного на продажу русских комиксов. Сейчас это "Майор Гром", "Бесобой", "Инок", "Красная фурия", "Союзники". Но история русских комиксов началась гораздо раньше. Та же "Мурзилка" — комиксы. Стрипы газетные — тоже комиксы. Это вообще в широком смысле способ передачи информации через картинки. Теми же самыми способами пользуются, допустим, когда ПДД учат. И в теории можно считать это комиксом.

— Почему люди так фанатеют от комиксов? Чем они цепляют?

— Просто в книге не всегда можно раскрыть то, что можно раскрыть в комиксах. Комикс — это же не только текст. Это художественная составляющая. И многим людям нравится смотреть именно на рисунок.

Половина ниши отводится супергероям. И людям интересно смотреть эти истории. С чего началось вообще создание комиксов именно про супергероев? Первые супергерои боролись, допустим, с тем же нацизмом. Капитан Америка вдохновлял солдат на поле битвы. Потом сюжеты сместились в сторону хоррора, детективов. Появился "Бэтмен", который сражается с преступностью.

Но комиксы — это не только детское увлечение. Очень большая часть направлена на взрослую аудиторию.

Если брать "Золотой век" комиксов — 30-40-е, то их издание было нацелено на то, чтобы люди на поле битвы вдохновлялись, а остальные чувствовали себя защищенными.

Комиксы могут затрагивать очень различные темы, начиная от простых юмористических, детских и подростковых историй, заканчивая мрачными, автобиографическими и историческими событиями.

Я часто привожу в пример единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию — "Маус" Арта Шпигельмана. Комикс, повествующий о жизни отца автора, польского еврея, пережившего Холокост. Отличительной чертой является то, что все люди нарисованы в виде животных: евреи — мыши, немцы — кошки.

— Когда ваше увлечение стало бизнесом?

— В 2017 году я узнал, что, оказывается, у нас столько издательств. Наткнулся в интернете, заинтересовался, начал изучать. Решил заказать небольшую партию. Заказал и принёс к нам в коллектив — у нас был свой клуб по настольным играм.

Я выставлял эти комиксы сначала там, потом завёл страничку в соцсетях.

Становление нашего магазина довольно долгое. Мы официально открыли в 2019-м, а в 2017 у нас был один маленький стеллаж, который стоял в магазине с товарами для рукоделия. Там потихоньку наращивали обороты, параллельно вели соцсети.

Потом я понял, что продукция очень разносортная, и нам нужно расширяться. Изначально я делал больше упор на супергеройские комиксы. Причем, на DC. Потом понял, что DC пользуется меньшей популярностью, чем Marvel, и привез его. Пошло получше. Также в процессе заметил, что люди интересуются мангой — заказал партию. И так постепенно мы набирали обороты.

В 2019 году мы закончили сотрудничество с тем магазином, и со всем своим добром я переехал домой. А через 3 месяца открыл свой отдел.

— Ваш магазин — это история про прибыль или про отдушину?

— Я всегда ратовал за то, чтобы нести свои увлечения в массы. Плюс у нас в городе не было специализированного магазина ни комиксов, ни настольных игр, а спрос на это был. Поэтому понял, что можно запустить. И да, это моя отдушина, мне хочется, мне нравится. Наша основная цель — развитие гик-культуры в городе.

— На каком этапе приходит осознание, что на увлечении можно зарабатывать? Как понять начинающему бизнесмену, что в это дело можно вложить деньги и какую сумму?

— Не могу однозначно на этот вопрос ответить. У меня было 20 тысяч на стартовом этапе — я их вложил. Потом ещё появились деньги — я ещё вложил. Затем взял 500 тысяч кредита. Для начала ведения моего бизнеса, я считал, что это большие деньги и побаивался. Но решил, что если не получится, то просто продам всё по себестоимости и закрою кредит.

Бояться — ничего не делать. А мне хочется — я делаю. Я как-то просто к этому отношусь.

В 2020 году я ушёл с основного места работы. Магазин приносил достаточный доход, а на основной работе мне стало скучно.

— Как вы нашли поставщика?

— В интернете нашел компанию, которая работает с издательствами. На одной площадке собраны комиксы разного производства, таким образом, у меня есть возможность выбрать из ассортимента и оформить один заказ в нужном мне количестве на одном сайте. Если работать напрямую с издательством, мне было бы не очень выгодно, потому что мне нужно было заказывать определенный объём.

— А сколько стоит один комикс в среднем?

— 500 рублей. Но мы зарабатываем не только на продаже комиксов. Если бы мы продавали только их, это было бы невыгодно. Мой бизнес диверсифицированный. В продаже и настольные игры, и фигурки, и издания. Я продаю, допустим, в один месяц больше комиксов, в другой — настолок, в третий — фигурок.

У нас около 4 тысяч позиций. Большой выбор как обычных комиксов, супергеройских, так каких-то нишевых, комиксов русских. Также у нас очень большой ассортимент манги.

Множество настольных игр. Так как я настольщик, очень давно играю, я вожу не только какие-то простенькие игры, а именно для продвинутого уровня. Можно прийти к нам, выбрать посложнее игру, чтобы часов 12 посидеть за столом с компанией.

В продаже есть фигурки Funko. Их у нас очень долго просили, и мы начали их возить. Они тоже пользуются очень большой популярностью у молодёжи. Это такие персонажи — головастики.

С прошлого года мы работаем с официальными дистрибьютерами коллекционных японских фигурок в стиле манга, анимэ. Большие, полноценные, очень красивые.

Также в магазине можно найти книги по различным вселенным ("Гарри Поттер", "Сверхъестественное", "Вархаммер", "Варкрафт" и другие), настольные игры, коллекционные фигурки, сувениры (стикеры, значки, кружки, брелоки, обложки на паспорт), дакимакуры, шоперы, лицензионные постеры и многое другое.

— Кто ваши покупатели основные?

— Мы проводили опрос в 2021 году, чтобы это выяснить. И у нас очень плавающая аудитория: начиная от детей 8 лет, которым родители приходят комиксы покупать, до 45 лет. Основная аудитория — 25-27. А большинство наших покупателей — девушки.

— Почему BatMoon?

— Название придумали ещё в 2018 году. Я долго думал над названием, и так как я фанат Бэтмена, и мне хотелось, чтобы название было связано с ним, чтобы на логотипе была луна и летучая мышь. Я решил: "О, объединю". И получился "Бэтмун".

— Вам нравится быть предпринимателем?

— Да. Это свобода: когда есть работа — я работаю, когда нет работы — я отдыхаю. Я могу уделить время своей семье.

Мне ещё очень повезло в том, что я подобрал так персонал себе, что магазин автономен.

Моя работа заключается, в основном, в закупе. Но могу и посидеть на кассе, с клиентами пообщаться, какие-нибудь текущие рабочие моменты решить.

— Сложно становиться предпринимателем в части регистрации, отчетности и так далее?

— Мне было немножко попроще, потому что у меня был бухгалтер, знакомая, которая мне помогла со становлением индивидуальным предпринимателем и с ведением всей налоговой отчётности.

Самое тяжёлое — это таскать коробки. А всё остальное как-то мне даётся просто. Это моё любимое дело, поэтому я просто беру и делаю. Я не испытываю здесь каких-то трудностей.

— Ожидания совпали с реальностью после открытия?

— В любом случае, бизнес надо "насиживать". В только что открытый магазин, конечно, не пойдёт сразу тысяча человек. Нужно сидеть в нем, объявлять о себе, рекламировать себя. Это всё очень небыстрый процесс. Даже сейчас наш магазин существует официально уже 3 года, но до сих пор есть люди, которые о нас не знают. Что говорить, когда я работал на прошлой своей работе, там магазин существует уже более 10 лет, и всё равно приходят люди, которые никогда не знали об этом магазине.

— Это плохая реклама или с чем это связано?

— Нельзя к каждому прийти, на ушко нашептать: "Вот, есть..." Это небыстрое дело. Мы периодически запускаемся в соцсетях.

Иногда радио может принести свои плоды. И мы это хорошо заметили в конце 2020 года, когда к нам люди приходили: "Мы о вас на радио услышали". Реклама всегда нужна, я считаю. И всё равно надо закладывать на нее бюджет, как ни крути. Для ведения соцсетей у меня есть маркетолог. Это мой друг. Он просто тоже гик, и отлично разбирается в этой тематике. И соцсети ведёт, и сайт заполняет. Очень благодарен ребятам из фонда развития предпринимательства — в прошлом году с их помощью мы себе сайт сделали. И вот, сейчас мы его дорабатываем и скоро будем запускать.

— Сейчас у вас есть конкуренция в Магадане?

— Непрямая. То есть, есть у нас магазины, которые торгуют настолками. Есть интернет, откуда люди заказывают себе. Но всё равно есть наш магазин, куда можно прийти, подержать книгу, пообщаться с человеком.

— Вы почувствовали влияние санкций на ваш бизнес?

— Только на лицензионных фигурках из Америки. Мы закупаем их у дистрибьютора в России. Он поднял цены на 40%.

Вся печатная продукция в Россию приходит, по большей части и печатается она здесь.

Покупается сразу целый пак на издательство и реализуется в течение нескольких лет. Сейчас с покупкой новых лицензий я не знаю, как обстоят дела. Может быть, заморозили. Но насколько мне известно, у издательств нет таких проблем.

— Как часто вы закупаете продукцию?

— Стараемся делать так, чтобы у нас поступления были каждую неделю. Возим морем. Ждать долго, но это дешевле.

В связи с этим планируем продажи на 1,5-2 месяца вперёд. В прошлом году, в конце 2021 года мы столкнулись с проблемой, когда груз застрял во Владивостоке. И мы получили большой объем, который планировали забрать перед Новым годом, только в феврале.

— Есть ли у вас планы по расширению, масштабированию своего бизнеса?

— Мне хочется, чтобы у меня в магазине стояла игровая зона, куда можно было бы прийти, посидеть, поиграть в настолку. Мне хочется, чтобы у нас помещение было побольше, куда люди могут прийти, пообщаться, посидеть вместе, провести лекцию ту же, допустим. Планы у нас грандиозные.

Так получилось, что мы 3 года существуем, и каждый год мы что-то увеличиваем. Переросли из 9 квадратов в 36, а в прошлом году заняли ещё кусок отдела, и теперь располагаемся на 50 кв. метрах. Следующий шаг мы сделаем, надеюсь, в этом году.

А ещё в прошлом году мы привозили авторов комиксов к нам.Российское издательство "Феникс" решили организовать тур. Фёдор Нечитайло и Лина Килевая — авторы комиксов "13 карт" и "Дух моей общаги". Они еще занимаются анимацией.

И мы решили организовать встречу с ними в нашем отделе, чтобы можно было прийти, взять автограф, сфотографироваться. Мы и представить не могли, сколько будет желающих — просто полный ТЦ. Пришлось всех попросить выйти на улицу и по 5 человек приглашать.

— Порекомендуете нашим читателям какой-нибудь топ комиксов? Мы в начале беседы говорили о том, что можно ребёнку привить любовь к чтению через комиксы. Что посоветуете для ребенка 8 лет?

— Популярностью у нас пользуются комиксы про "Minecraft".

Там очень красивая рисовка, простенькие истории. Детям нравится. "Растения против зомби" — когда игра переросла в комиксы, тоже очень детям нравится. Про "Тома и Джерри", "My little pony". "Дом черепахи" — красивый очень комикс. Прям большая книга, и она в акриловых цветах сделана, очень красиво.

— Кстати, не планируете выпуск магаданских комиксов?

— У нашего маркетолога Влада есть планы на создание своего комикса. У нас можно развиваться, я считаю. И у нас очень большое поле для творчества в городе. В том числе на создание комиксов, игр. Скоро еще игра появится "Колымский приключенец", ее делают мои знакомые.

Иногда издательства проводят какие-нибудь акции для магазинов комиксов, и в прошлом году мы участвовали в одной очень масштабной. Для нашего магазина был напечатан комикс с обложкой эксклюзивно для нас. Тираж всего 25 штук на всю Россию.

Играйте в игры, читайте комиксы, получайте радость от своего хобби! А мы вам в этом поможем. До встречи в BatMoon.

Источник: magadanmedia.ru

Добавить комментарий