Повышение стоимости на бумагу и печать, проблемы с поставками телевизионного оборудования и перебои с программным обеспечением каналов и интернет-порталов заметно ударило по региональным СМИ. Идет падение рекламного рынка
Больше месяца Россия и Тульская область, в том числе, живет в условиях жестких западных санкций. Трудности в работе на фоне сложившейся геополитической ситуации испытывают не только производственные предприятия, но и рекламный бизнес, средства массовой информации.
В Тульской области молчание о помощи отрасли прервал первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, когда 11 апреля анонсировал второй пакет мер поддержки тульского бизнеса: «Мы здесь поддерживаем с одной стороны тех производителей, которые аккредитованы как участники программы «Сделано в Тульской области», а также поддерживаем СМИ, имеющие выпадающие доходы по рекламе, которая сильно сжалась. Но именно так сделано, чтобы поддержать наших производителей».
Предположим, что, скорее всего, на деле окажется, что помощь эта рассчитана далеко не на отрасль СМИ, каким бы радужным не казался анонс Федорищева. Как известно, всего на реализацию этой меры будет выделено 11 млн рублей. Предположительно, 5 млн рублей будут отведены радио, как медиаотрасли с высокой долей рекламного блока, тогда как существует еще и журналистика, производящая преимущественно редакционный контент.
Приоритетность для радио при выделении средств затаила некоторые сомнения в умах областных парламентариев.
«Я не слышал о том, что стоимость радиовещания (электричество же – основные услуги там) сильно подорожала, а вот про бумагу – слышал», — отметил на заседании областной Думы депутат Андрей Мазов.
«Причем тут радио? Тем более в Тульской области. Я поддерживаю ваш вопрос. Иной раз выбор мер поддержки тем, кому они не нужны – это смахивает на лоббирование интересов отдельных лиц, — подчеркнул председатель областной Думы Николай Воробьев. — В чем выражается ухудшение бизнеса для радиостанций, находящихся в Тульской области? Для меня это вопрос».
Вернемся к мере поддержки, предположительно, СМИ. Итак, вероятно, 5 млн выделят на радио. Еще 6 млн, как обещала на встрече с руководителями медиа и членами Союза журналистов Лариса Соломатина, будут распределены до майских праздников на конкурсной основе через государственную платформу для предпринимателей.
Каким образом? Вероятно, чуть более 140 тульских производителей подадут заявки на помощь наряду с медиа, которые также направят свои предложения по блокам (можно предположить, что это «интернет», «печать» и «телевидение»), чтобы определить победителей и начать рекламировать местные предприятия.
Однако, как обсуждают в сфере медиа, первый заместитель губернатора еще не доработал этот вопрос в силу занятости. А еще наряду с нашими предположениями о мерах поддержки и заявлениями Ларисы Соломатиной, обсуждается альтернатива помощи медиа: выделение всем СМИ по скромной сумме без проведения конкурса.
Сами же руководители СМИ в частных диалогах выражают согласие с одним: любая из обсуждаемых сейчас форм поддержки недостаточно при существующих выпадающих доходах от рекламы; сетуют на справедливость распределения субсидий и все чаще поднимают вопрос о реальной поддержке сектора.
О поддержке СМИ рублем говорят и в других регионах. Чтобы хоть как-то снизить расходы СМИ, в Югре, например, представителям отрасли в 2022 году выделяют существенные гранты на социально значимые проекты. В Ростовской области — начали прием заявок на возмещение затрат на производство печатных изданий, а в марте местные власти снизили для печатных СМИ налоговую ставку на несколько процентных пунктов.
В Краснодарском крае, кстати, тоже запускают программу медийной поддержки предпринимателей аналогичную тульской: тем предлагается на льготных условиях осветить свою деятельность в местных СМИ.
Развитие медиаотрасли сейчас обсуждают и в Забайкальском крае, где планируют реализовать принятый несколько лет назад законопроект о поддержке печатных СМИ. Также местные журналисты предлагают увеличить субсидии и включить СМИ в перечень отраслей, которым положены налоговые льготы. Аналогичное предложение озвучили и в Законодательном собрании Пермского края: местный депутат Олег Постников предложил расширить налоговые льготы для медиаотрасли.
Нужно сказать, что на финансирование региональных СМИ и без этого ежегодно в бюджетах закладываются средства. В Тульской области зарегистрировано более 100 средств массовой информации, и по нашей информации, в 2022 году комитетом Тульской области по печати и массовым коммуникациям, предположительно, предусмотрено порядка 40 млн рублей на освещение деятельности правительства в региональных СМИ.
Кстати, высоко оценивается в регионе не только работа СМИ, но и пресс-служб. Например, недавно стало известно, что «Пресс-служба года» работает именно в Тульской области. Штат Медиацентра Объединения центров развития культуры Тульской области, состоящий из 12 человек, получил «Диплом отличника» в главной номинации международного конкурса.
А как обстоят дела в других регионах? В 2,5 раза больше на работу средств массовой информации потратят в Екатеринбурге, население которого в точности, как и население Тульской области, — 1,4 млн человек. Там на информационное сопровождение органов власти, по нашей информации, выделяется 96 377 000 рублей.
В северной столице на работу СМИ тратят не миллионы — миллиарды. Одному только телеканалу “Санкт-Петербург” в 2022 году выделят правительственную субсидию в размере 1,4 млрд рублей. Более 100 млн рублей направят на гранты для СМИ.
Источник: tulapressa.ru