Реквием по подмосковной журналистике

Именно так можно трактовать решение правительства Московской области об «оптимизации» деятельности редакций подмосковных газет, а по сути – об их закрытии.

В прошлом номере «МН» мы рассказали вам об этом, и на редакцию обрушился буквально шквал звонков: читатели хотят знать, кто и почему хочет уничтожить печатную прессу одного из крупнейших регионов страны.

ПОБЕДА БЮРОКРАТА

Не хотелось бы в такой трагический день называть имена авторов этой «блестящей» идеи, упоминать номера приказов и постановлений, погружаться в детали и нюансы. Давайте просто попытаемся понять, что значит это решение не только для подмосковных журналистов и сотен тысяч читателей, но и для всей России. Ваш покорный слуга, как и практически все коллеги, с которыми мне удалось обсудить этот деликатный вопрос, абсолютно убежден, что речь идет о полном, абсолютном торжестве бюрократии.

Печатное слово в последнее время и так было не слишком авторитетно, а после того, как городские и районные издания превратятся в что-то типа стенгазеты или прокламации, их прямым предназначением станут исключительно места общего пользования. Впрочем, судите сами.

С технологической точки зрения «реформа» выглядит так. Все редакции закрываются, все журналисты – а это более 800 человек - будут уволены. Права на издание газет передаются Издательскому дому «Подмосковье». Теперь они будут выглядеть примерно так. Вот, скажем, ваш родной «Подольский рабочий» выходит на восьми полосах. Теперь шесть из этих восьми полос будут делать в Москве. Мало того – эти же полосы пойдут во все остальные псевдогазеты. И со всех первых полос будет смотреть одно и то же до боли знакомое лицо. А две полосы – или одну, как получится – подготовит… нет, не журналист, а так называемый стрингер. Не знаете, что это такое?

В числе прочих значений этого слова присутствует такое: «Стрингер – специалист по натяжке струн на ракетках для тенниса». Тонкая работа, не правда ли? Будем, конечно, разбираться, кто и что, будет натягивать, но вполне очевидно, что главными жертвами этого процесса будут читатели, которых лишают права формировать повестку, ставить значимые для них вопросы, и даже - страшно сказать! - критиковать чиновников.

НОВЫЕ КОМИССАРЫ

Это решение – воплощение давней, можно сказать извечной мечты бюрократов. Уже много лет, даже десятилетий, подмосковная власть пыталась подчинить себе журналистов. Долгие годы шел процесс лишения областных газет самостоятельности: постепенно у них отняли право заниматься хозяйственной деятельностью, выбирать своих руководителей, собирать рекламу. Но все равно иногда проскальзывало что-то неформатное, несоответствующее, так сказать…

И вот – полная победа. Триумф. Подмосковные газеты теперь будут делать не журналисты, а… ну, вы знаете… И очень любопытна мотивация этой скандальной реформы. Нам говорят, что подмосковная пресса очень дорого обходится бюджету. Нужно экономить! Но эти утверждения шиты даже не белыми, а ярко красными нитками. У Московской области достаточно денег для того, чтобы содержать еще две сотни таких же газет - регион едва ли не на первом месте по всем экономическим показателям, а печатным изданиям нужны, по сути, копейки. Но если вам жалко – объявите, что не будете больше платить, пусть выживают сами. Кто справится – хорошо, неудачники – на дно.

Но ведь авторам реформы нужны не порядок и справедливость. Им нужен полный контроль. Что, кстати, означает уничтожение газеты как товара, который можно продать и на реализации которого можно жить. Она становится всего лишь одним из незначительных, второстепенных элементов власти. Это происходит потому, что на смену профессионалам в руководстве отраслью пришли полные дилетанты. В нашей стране такое уже было. Помните – комиссары? Теперь – менеджеры. Они вообще не представляют себе, зачем нужны местные газеты и откуда они берутся, но поставлены принимать жизненно важные для граждан нашего региона решения.

ОШИБКА ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?

К сожалению, Московскую область в последнее время сотрясают скандалы вокруг СМИ, которые, если присмотреться повнимательнее, очень сильно напоминают провокацию. Ила даже вредительство. Совсем недавно в Подмосковье началась, причем по совершенно надуманному поводу, буквально травля одного из самых мощных распространителей печатной продукции – фирмы «Газетта». Возникла реальная угроза оставить без прессы десятки тысяч граждан. И вот сегодня на улицу, буквально, выброшены 100 журналистов. Такая перспектива до конца года ждет еще 700 человек. Некоторые из них, наверное, станут теми самыми, прости господи, стрингерами, но остальные-то куда пойдут? И что они будут думать и писать о власти, которая так с ними поступила, о нашей стране? Вас не пугает эта перспектива? Или вы этого и добиваетесь?..

Впрочем, будем надеяться, что наши коллеги проявят свои лучшие качества и найдут выход из этой сложной ситуации. И в этом им поможет… журналистика. Каким образом? А вот смотрите. Те издания, которыми будут заниматься областные структуры, можно сразу вычеркивать из списка СМИ – эту «продукцию» никто читать и тем более покупать не будет. Это значит, что в городах и районах освободиться чистое поле – так давайте попытаемся занять его. Муниципальные руководители, и это очевидно, очень хотят получить хоть какие-то инструменты для работы с населением. Региональные власти, разумеется, запретили им выступать учредителями СМИ, но ведь есть самые разные общественные организации и структуры, которые могут в тесном контакте с местной элитой создать такие газеты. Есть муниципальный бизнес, который тоже очень хочет получить собственную площадку для решения своих вопросов. В конце концов, учредить новую газету может любой гражданин. Тут главное – не опускать руки, а поскольку коллективы, по сути, уже есть, то, вполне возможно, даже до вступления в силу новых правил игры на подмосковном рынке СМИ – а произойдет это в ближайшее время – вы найдете издателя для вашей новой газеты.

Дмитрий Цилюрик,
член правления Союза журналистов Подмосковья

Источник:  mirnov.ru

Добавить комментарий