«Месяц длинных ковшей»: зачем в Омске массово сносят киоски

Предприниматели считают, что мэрия не хочет прислушиваться к их интересам

 

С начала 2019 года в Омске начался массовый вынос нестационарных торговых объектов, которые были размещены с нарушениями правил. Этой весной убрали торговые павильоны с улиц Ленина, Красный Путь, Лермонтова, 21-я Амурская, Пушкина, Багратиона, 19-я Линия, проспекта Карла Маркса, бульвара Победы, улиц Омская, Конева, Мельничная, 70 лет Октября, Суворова, Енисейская, Богдана Хмельницкого и 1-я Учхозная. Киосками городские власти озабочены уже не первый год: по оценкам мэрии, в 2017 году было вынесено 348 объектов, в 2018-м — 456. При этом причины для сноса каждый год находятся разные. Например, в 2016 году киоски сносили из-за подготовки к празднованию 300-летия города, а в 2018 году ларьки на левобережье Омска убирали из-за строительства метро, которое спустя всего год окончательно прекратилось. 

В этом году под снос попали не только ноунеймы вроде ларьков, специализирующихся на ремонте обуви или изготовлении ключей, но и киоски популярных торговых сетей. Так, с проходной точки на остановке «Рабиновича» убрали киоск сети «Шаурмафия». С улиц Гагарина и Красный Путь — павильоны сети «Пряно-Румяно». Предпринимателям предложили альтернативу — переместиться на компенсационные места, которые, в свою очередь, совсем не соответствуют их ожиданиям. 

Киоски в первую очередь сносят в тех местах, где планируется установить тёплые остановки или торгово-остановочные комплексы. Предприниматели опасаются, что места под такие комплексы мэрия будет продавать единым и дорогостоящим лотом, то есть для мелкого бизнеса стоимость этого лота будет запредельной. При этом инвестор, с которым заключит соглашение администрация, получит возможность оплачивать размещение таких торговых объектов с понижающим коэффициентом 0,7.

— У нас в городе порядка 20 тысяч павильонов, и, по идее, раз в пять лет должен проходить аукцион — то есть предлагать должны по 4 тысячи лотов в год. Но по факту появляется не более 100 лотов в год — рынок, по сути, полностью отсутствует. Если бы все павильоны продавалась, от аренды киосков в бюджет поступало бы 3 миллиарда рублей, но они почему-то остаются в тени. Единственное хорошее предложение на моей памяти — это 30-метровый павильон на Рабиновича. Однако он продавался за бешеные деньги — 3,5 миллиона рублей. Эти аукционы выиграть практически невозможно, только договориться. Аукционы проводят раз в пять лет. По топовым местам цены, конечно, космические, по обычным — думаю, не менее 25 тысяч в месяц. Мы платили по 60 тысяч рублей в месяц за аренду павильона, и всё равно нам пришлось съехать. Да, стояли там незаконно, но всё было тихо. А теперь предпринимателям приходится двигать эти павильоны туда-сюда. Полтора года постоял, базу только наработал, и тут тебе говорят: «Всё, уходи», — отмечает совладелец сети «Шаурмафия», предприниматель Иван Шеленков.

Согласно постановлению № 1812-п, размер ежемесячной платы за размещение торгового павильона определяется по следующей формуле: П = (Б x S x К) / 12, где П — размер ежемесячной платы за размещение объекта, Б — базовая плата за размещение нестационарного торгового объекта для оценочной зоны и подзоны на территории Омска, S — площадь объекта, К — установленный сроком на один год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары. Например, для специализированной торговли применяется понижающий коэффициент 0,7. Но многие предприниматели считают плату в 2–3 тысячи рублей за квадратный метр слишком высокой для мелкого бизнеса.

— Эта аукционная система для мелких предпринимателей неприемлема. Получить место в принципе сложно, потому что после вступления в силу постановления № 1812-п, регламентирующего размещение нестационарных торговых объектов, появилось множество ограничений. Все хотят получить место там, где есть трафик. А ставить киоск в месте, где нет людей, смысла нет. Вот и получается, что в Омске около 350 объектов стоят незаконно. Согласно постановлению, на остановке можно разместить всего три объекта, но мы же видим, что где-то стоит больше трёх. Кроме того, даже если киоск установлен без нарушений, возникает другая проблема — неподъёмная арендная плата. Для мелких предпринимателей 2–3 тысячи рублей за квадратный метр — это слишком большая сумма, — отмечает владелец сети киосков с печатной продукцией Алексей Бобошко.

Владелец сети «Шаурмастер» Юрий Шиян признает, что никто из его коллег не застрахован от внезапного решения городских властей о сносе. Но на этот раз для Юрия Шияна всё обошлось малой кровью — предпринимателя попросили лишь изменить вид фасадов.

— Мэрия заставляет нас изменить внешний вид торговых точек, несмотря на то что действующий вид «Шаурмастера» был согласован в департаменте архитектуры. И никого не волнует, что для нас это нелепые финансовые расходы на ровном месте, — отметил предприниматель. 

Омские СМИ связывают массовый снос павильонов с визитом президента Владимира Путина, который приедет в Омск в рамках форума межрегионального сотрудничества. Однако в администрации эту информацию опровергают. 

— В связи с форумом никакие павильоны не сносят. Это плановая работа, и незаконные НТО выявляют и вывозят постоянно, — сообщили в департаменте информационной политики омской мэрии. 

Ирина Буркина

Источник: НГС.Омск

У вас недостаточно прав для комментирования