Исходя из убеждений науки, специалисты считают, что чтение — непростой процесс, в котором использованы органы зрения, которые воспринимают визуальные данные и передают их мозгу, где случается «дешифрование» символов. Но Манген обращает особое внимание, что это к тому же и телесный опыт: осознание прочитанного может различаться от того, что человек держит в руках — книжку либо телефон, также положения — стоя, сидя либо на ходу. 

«Фиксированность и постоянство бумаги как носителя текста, тот факт, что текст не исчезнет, дают читателю «якоря» для ориентации в тексте и восприятия прочитанного. Процессы, которые происходят в процессе чтения бумажной книги — удержание книги в руках, восприятие знаков, переворачивание страниц, сама неподвижность текста — все это служит «подпорками», которые облегчают когнитивные усилия при восприятии текста. И эти «подпорки» могут быть особенно важны при чтении сложных для понимания текстов», — сообщает Манген. Ученый добавила, что скроллинг (прокручивание) текста на экране смартфона, наоборот, увеличивает когнитивную нагрузку. 

Манген подчеркнула, что, согласно исследованиям, разница в восприятии текстов значительна, когда речь идет об огромных и трудных материалах, где читателю необходимо длительно задерживать внимание на одном предмете и смотреть за хронологией событий. Осознание маленьких текстов и инструкций, которые занимают одну страничку либо один экран, не зависит от носителя. 

Со слов Манген, на данный момент нет удовлетворительного количества исследовательских работ, позволивших бы сделать заключения об особенностях восприятия аудиокниг. Она сделала предположение, что восприятие будет почти во всем зависеть от литературного жанра. 

По ее мнению, принимать в звуковом формате Достоевского будет проблематично. Но Манген подчеркивает, что утверждать без колебаний этого нельзя из-за отсутствия подтвержденных данных. 

Говоря о предстоящей судьбе печатных изданий, Манген отмечает, что принципиально различать сферы их применения, также уделять особое внимание на разницу между ситуацией в США, Европе и остальных государствах. 

«В настоящее время в сфере высшего образования, например в США, отмечается сдвиг в сторону электронных книг, однако это объясняется во многом высокой стоимостью бумажных учебников«, — прокомментировала специалист. 

При всем этом в ряде всевозможных случаев для обучения бумажные книги могут уступать более приятным мультимедийным материалам. Как считает Манген, задача исследователей и госслужащих в сфере образования — найти верный баланс между материалами, которые должны быть представлены в электронном формате и в обычном бумажном. При всем этом она не переживает за судьбу бумажных книг. «Статистика показывает, что продажи электронных книг типа Kindl, созданных специально для чтения длинных текстов, в настоящее время практически не растут», — добавила она. 

Манген развенчивает миф про то, что представители «цифрового поколения», юные люди, которые родились после распространения интеренета и цифровых технологий, отдают предпочтение электронным книгам. 

«Неверно утверждать, что молодое поколение сможет лучше читать с экрана, когда они будут становиться старше. На самом деле исследования показывают обратное», — отмечает она. «Так что нам не стоит беспокоиться, что бумажные книги исчезнут«, — подытожила эксперт.

София Алексеева

Источник: Webinfo.kz

У вас недостаточно прав для комментирования