Может ли Воронеж хотя бы в чём-то обогнать Москву? Как оказалось, да. Ассоциация распространителей печатной продукции ежегодно готовит рейтинг регионов по обеспеченности киосками прессы. Воронежская область в этом рейтинге несколько лет занимает в Центральном федеральном округе почётное первое место, опередив Москву.
Возможно, не все воронежцы это замечают. Ведь газетных киосков не становится больше. Но на самом деле даже то, что их не становится меньше — огромная заслуга предпринимателей и органов власти. Небольшой, но очень яркий пример — в 2008 году в целом по России насчитывалось 42 тысячи киосков прессы, а в 2017-м их осталось всего 17,5 тысячи. Падение катастрофическое. Но в нашем городе киосковую сеть удалось сохранить. Что же для этого было сделано?
Для начала нельзя не рассказать, в чём же суть проблемы и почему газетным киоскам вообще потребовалась поддержка. Россияне не перестают читать. Наоборот — с каждым годом спрос на информацию растёт. Но теперь уже в электронном, а не в печатном виде. Тиражи же печатных изданий снижаются из года в год, это закономерный процесс. Одновременно с этим падают и объёмы продаж газетных киосков. И выходит, для того, чтобы любители печатной прессы (среди которых немало пенсионеров) могли по-прежнему купить в киоске на остановке любимую газету, распространителям нужно прилагать всё больше усилий. С проблемой, которая стояла бы столь остро, пожалуй, не сталкивались ни продавцы продуктов, ни аптеки, ни сети быстрого питания, ни продавцы бытовой техники.
Между тем несколько лет назад городские власти взяли курс на модернизацию киосков. И в какой-то момент воронежские сети распространения прессы («Роспечать», «Сегодня-Пресс-Воронеж») пришли к выводу, что в такой ситуации просто не справятся с заменой старых киосков на новые. Об этом же повсеместно сообщали властям и остальные распространители прессы России.
В итоге Министерство связи и массовых коммуникаций России утвердило рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции, предназначавшиеся для субъектов федерации.
К счастью, в Воронежской области правительство области и администрация города откликнулись на эти рекомендации. Так, в ноябре 2014 года по решению Гордумы было разрешено увеличить площади киосков и павильонов прессы на улицах центральной части города с 6 — 8 квадратных метров до 18 квадратных метров. В 2015 году прессу начали продавать в 69 наиболее крупных отделениях почтовой связи Воронежской области. В том же 2015 году по решению городской Думы организации, осуществляющие торговлю прессой в Воронеже, были освобождены от платежей за право на заключение договоров на размещение торговых объектов в период с 1 апреля по 31 декабря 2015 года, а затем и на весь 2016 год. Затем на несколько лет впервые в России ставка арендной платы для киосков стала нулевой.
Безусловно, это был не подарок. Взамен сети распространения обязались модернизировать киоски. Сейчас распространители прессы свои обещания выполнили. В центре Воронежа больше не осталось несовременных газетных киосков. В мае 2016 года в нашем городе открылся первый павильон прессы, в котором читатели могут выбирать печатные издания с небывалым прежде комфортом. Сегодня в городе таких павильонов уже 15.
Киоски вновь платят арендную плату за право пользования городской землёй. Сегодня эта плата составляет примерно треть от ставки для других киосков. По мнению распространителей, в условиях того, что тиражи изданий продолжают падать, эту меру государственной поддержки обязательно нужно сохранить. И тогда наш город по-прежнему будет одним из лидеров по доступности прессы в России.
— Воронеж — единственный город в нашей стране, где работают уже 15 павильонов прессы, — говорит генеральный директор Издательского дома «Свободная пресса» Юрий Таранцов. — Мы надеемся, что курс на удобство обслуживания читателей продолжится и в 2019 году и что современные павильоны прессы появятся и в других районах города.
Роман ПРЫТКОВ
Источник: МОЁ! Оnline