Правозащитники отмечают, что вместо ожидаемой украинизации сферы медиа реализация данного закона может привести к изменению структуры потребления информационных продуктов в пользу онлайн-ресурсов и сокращению рынка традиционных медиа (телеканалов и прессы).
Согласно данным социологических опросов, примерно одинаковая часть украинцев общаются на русском и украинском языках (по 49%). И если вследствие государственной политики последних пяти лет украинский язык доминирует в сфере формального общения, то русский язык по-прежнему преобладает в неформальном общении (с друзьями, знакомыми) и в Интернете. По мнению правозащитников, решение вопросов совершенствования государственной языковой политики в Украине должно учитывать данный фактор и происходить максимально взвешенно.
Отмечается, что с 2014 года в Украине началось последовательное вытеснение русского языка из сферы медиа. Так, в течение 2016–2017 годов были введены обязательные квоты для телевидения и радио, а также заблокированы российские телеканалы, сайты и социальные сети. По оценке правозащитников, такие меры носили дискриминационный характер именно по отношению к русскоязычным медиа и оправдывались руководством государства российской агрессией на востоке Украины и ситуацией с Крымом.
В целом, тенденции медиапотребления в Украине отражают общемировые тренды. По состоянию на февраль 2019 года телевидение остается основным источником информации для большинства населения (74%). Вместе с тем с каждым годом растет аудитория онлайн-СМИ (27%), социальных сетей (23,5%) и мессенджеров для мгновенного обмена информацией. Печатную прессу в качестве источника информации используют значительно меньшее количество украинцев — всего 6,7%.
По состоянию на 2019 год, телеканалы и радио добровольно перевыполняют установленные законодательством языковые квоты, которые полноценно заработали с октября 2018 года. Объем украинского вещания в эфире телеканалов почти одинаковый по отношению к общему эфиру — от 92% до 100% (при квоте 75%). Общий средний показатель доли аудиоконтента на украинском языке на радио составляет 57% (требуемая норма в законе — 35%). При этом значительный отток аудитории за 2018 год наблюдался именно на тех каналах, которые изначально ориентировались на русскоязычную аудиторию и значительно сократили долю русскоязычного продукта в соответствии с требованиями законодательства ("Интер", ТРК "Украина"). По прогнозам экспертов, смотрение эфирных украинских телеканалов ожидаемо продолжит снижаться, а отток аудитории на альтернативные каналы (в интернет и на спутник) усилится.
После введения языковых квот ожидается усиление кризисных тенденций и на рынке печатной прессы. Согласно данным Госкомитета телевидения и радиовещания Украины, по сравнению с 2014 годом число изданий к 2018 году в Украине сократилось на 20% (с 2169 до 1736), количество тиражей — на 33% (с 2,7 до 1,8 млрд). По оценке игроков рынка, требования закона об обеспечении равного тиража на украинском и русском языках приведет к значительным финансовым убыткам данных изданий, сокращению тиражей и даже возможному закрытию газет отдельных наименований.
На фоне оттока аудитории с телевидения и стагнации рынка печатной прессы именно онлайн-СМИ и социальные сети становятся все более популярными среди украинцев. При этом в онлайн-ресурсах украинские потребители выбирают более качественный контент, независимо от языка и страны его производства. Так, суммарно на топ-20 наиболее популярных украинских YouTube-каналов 79% всех просмотров (19,5 млрд) относятся именно к русскоязычным видео и только 10% — к украиноязычным. В топ-35 украинских политических и новостных YouTube-каналов лишь четыре являются полностью украиноязычными, их доля просмотров составляет всего 2%. Таким образом, украинский YouTube является преимущественно русскоязычным.
Запросы украинцев диктуют и реальность для медиа в онлайн. По данным анализа топ-20 новостных сайтов за апрель 2019 года, 85% из них содержат и русскую, и украинскую страницы. Но для 65% из них (13) стартовой является русская страница, и только для 30% — стартовая украинская.
Кроме того, о неэффективности политики блокировки российских интернет-ресурсов и социальных сетей, введенной после 2014 года, свидетельствует использование украинскими пользователями VPN либо аналогичных русскоязычных ресурсов. Так, в апреле 2019 года заходы из Украины на топ-10 российских сайтов категории "Новости и СМИ" составляли от 2,2 до 9,1 млн хостов на каждый.
Таким образом, содержащиеся в законе 2704-VIII "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" от 25 апреля 2019 года обязательные требования к языку СМИ не соответствуют реалиям медиарынка и спросу украинской аудитории. Следовательно, они приведут только к увеличению финансовых затрат для редакций, но не к увеличению доли аудитории.
По оценке экспертов "Успішна варта", для устранения дискриминационных норм и соответствия реалиям медиарынка принятый в апреле 2019 года языковой закон требует дополнительного обсуждения с представителями медиарынка и внесения на их основе соответствующих изменений.
Источник: Vesti.ua