В формировании общественного мнения в стране и имиджа Узбекистана за рубежом всю большую роль играют медиа. Они сегодня становятся площадкой для открытого диалога власти и народа, обсуждения актуальных и резонансных вопросов. Об этом сообщает Пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш»
Однако в последнее время наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности журналистов, в том числе их участия в открытых судебных заседаниях, получения информации в госорганах. Некоторые госструктуры, несмотря на наличие соответствующих правовых гарантий для представителей медиа, все еще не готовы к открытому и конструктивному диалогу со СМИ и блогерами.
Во многом, благодаря активной гражданской позиции блогеров, отдельных веб-изданий, тысяч пользователей социальных сетей удалось найти взаимоприемлемые решения по ряду резонансных ситуаций — требование езды с включенными фарами в дневное время суток, запрет на тонировку, новый порядок приема в общеобразовательные школы, незаконные сносы недвижимости. В результате приняты важные государственные решения, в том числе утвержден новый порядок изъятия земельных участков и сноса объектов недвижимости.
Подобные примеры показывают, что мнения и конструктивные предложения граждан, даже если они высказаны в СМИ, социальных сетях, учитываются, тем самым обеспечивается широкое участие населения в государственном и общественном управлении.
Но есть и обратная сторона медали. Наряду с гражданами, которые готовы открыто выражать свои мысли в сети, выступать с новыми инициативами и предложениями, на «арену» все чаще выходят так называемые «тролли». Они скрываются за вымышленными именами, размещают двусмысленные посты или откровенную ложь, пытаясь манипулировать общественным сознанием, а в комментариях часто не придерживаются нормативной лексики, переходят на личности, пытаясь скомпрометировать людей, разжечь вражду.
При этом фейкам требуется значительно меньше времени, чтобы выйти в топ самых просматриваемых сообщений. Из-за кажущейся новизны ложной информации пользователи сети стараются ее перепостить, что приводит к появлению разных слухов, домыслов, агрессии, как следствие снижению доверия к госорганам. Действует приоритет медийного первенства: кто первым сказал, тот и прав. Даже, если за фейком последует официальное опровержение, не факт, что люди поверят. Рациональные аргументы проигрывают эмоциональным стереотипам.
Умышленное распространение дезинформации является угрозой для любого общества. За подобные действия, как и за клевету, оскорбления, установлены гражданская, административная и уголовная формы ответственности.
Вопрос право применения и совершенствования законодательства в этой сфере, в том числе с точки зрения конкретизации и унификации отдельных норм, обеспечения их соответствия нормам международного права, остается открытым.
В частности, в феврале 2019 года международная правозащитная организация ARTICLE 19, которая содействует защите свободы слова и свободы информации по всему миру, опубликовала результаты анализа Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» на предмет соответствия международным стандартам в области свободы выражения мнений. В заявлении ARTICLE 19 отмечается улучшение ситуации в области прав человека в Узбекистане за последние годы, а также важность пересмотра действующего законодательства, затрагивающего свободу выражения мнений.
Эксперты ARTICLE 19 подчеркивают, что право на информацию должно быть гарантировано для каждого, а не только для СМИ. Закон о СМИ не указывает, отличается ли защита права журналистов на доступ к информации в рамках данного документа каким-либо образом от защиты права общественности в целом на доступ к информации. Соответственно, отсутствует обоснование различного режима доступа для журналистов и общественности как субъектов права на доступ к информации.
По мнению ARTICLE 19, «вмешательство в частную жизнь» граждан не имеет четкого определения и может использоваться для защиты государственных служащих от раскрытия информации об их доходах, владении собственностью, тратах и других вопросах, затрагивающих общественные интересы.
Как противостоять вызовам информационного века? Считаем, что проблему не решить введением запретов и блокировки отдельных веб-ресурсов.
Необходимо формировать критическое мышление, критический подход к потреблению новостей, обучать население механизмам верификации данных — факт-чекингу. Целесообразнее повышать медиа грамотность и осведомленность граждан, чем вводить цензуру.
Важна открытость и прозрачность деятельности государственных органов, возможность аудита сведений, которые они поставляют. Если люди не доверяют информации органов власти, значит есть проблемы с транспарентностью официальных источников. В этом ключевую роль играют пресс-службы госструктур.
Необходимо развивать конкурентный медиа рынок. Потребитель информации сам решит, что для него правдивее. В Узбекистане за последнее время открыт доступ ко многим зарубежным СМИ, что также должно подстегнуть конкуренцию на местном рынке. В условиях конкуренции возрастет и качество медиа продуктов.
В обществе будет расти спрос на журналистику с качественной аналитикой и обоснованной критикой. На повестку дня здесь в свою очередь выходит проблема кадров, особенно в регионах. Целесообразно рассмотреть вопрос открытия факультетов журналистики и связей с общественностью в областях страны, создания курсов переподготовки и повышения квалификации для действующих сотрудников медиа коллективов. Это особенно актуально в свете исполнения задач, определенных в постановлении Президента «О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций» от 27 июня 2019 года.
Тем не менее непонятна ситуация и с печатными изданиями, учредителями которых выступают госструктуры, в том числе органы государственной власти на местах. Важно пересмотреть их деятельность и законодательство. Данные издания выполняют важные функции по информированию населения о сути и значения актов хокимиятов и местных Кенгашей, хода реализации реформ и территориальных программ.
Мировая практика показывает, что медиа сфера не требует жестких рамок. Саморегулирование является предпочтительной моделью регулирования печатных и интернет-СМИ. Необходимо оставить на усмотрение отрасли разработку и соблюдение этических стандартов для СМИ. К примеру, это часто реализуется путем учреждения независимых от государства советов по делам медиа открытых для участия любых СМИ. Их задачей является введение профессиональных и этических стандартов, а также рассмотрение жалоб, связанных с соблюдением таких стандартов. Институт этики журналиста, основанной на твердом понимании ответственности профессии перед аудиторией, закреплен в национальном законодательстве. Недавно на конференции Союза журналистов Узбекистана принят Кодекс профессиональной этики журналистов. Однако вопрос его действенности и проработанности механизмов исполнения все еще остается открытым.
Кроме того, необходимо проанализировать факторы, которые препятствуют повышению позиций Узбекистана в международных рейтингах в этой сфере. В частности, в рейтинге свободы прессы Международной неправительственной организации «Репортеры без границ» (Reporters sans frontières, RSF), опубликованном в апреле текущего года, Узбекистан занял 160-е место, поднявшись на 5 позиций. Однако ситуация все еще оценивается как «плохая». В сообщении организации отмечается, что надзор, цензура и само цензура все еще присутствуют, а власти сохраняют значительный уровень контроля над средствами массовой информации.
Вышеперечисленное говорит о наличии ряда проблем и недостатков в области обеспечения свободы выражения мнения. Это актуальный вопрос, который требует детального изучения и обсуждения с участием всех сторон. Целесообразно это сделать на уровне парламента страны. В частности, можно организовать парламентское слушание по вопросам обеспечения свободы слова в стране, защиты профессиональной деятельности журналиста, а также исполнения законов и других нормативных актов в этой сфере с участием представителей государственного сектора, медиа сообщества, институтов гражданского общества, экспертов, общественности.
Мы рассчитываем, что в ходе планируемого парламентского слушания особое внимание будет уделено вопросам противодействия распространению нелегального контента для категории лиц, не достигших совершеннолетия. Из-за особенностей физиологического и психологического развития они легко восприимчивы к разного рода манипуляциям, могут стать жертвами распространения деструктивной информации в Интернете.
Ожидаем, что парламент и правительство смогут сформулировать четкую программу эффективной правоприменительной практики законов Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О защите профессиональной деятельности журналистов», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и др.
Источник: Uzbekistan Daily