Карантин в ЕС: рынок рекламы и СМИ практически уничтожен

В Эстонии, Латвии и Литве вслед за гостиничным и ресторанным бизнесом следующей жертвой пандемии COVID-19 стал рынок рекламы и СМИ.

Жители Эстонии перестали пускать почтальонов в подъезды своих домов, пишет крупнейшая газета Эстонии Postimees. Причина – боязнь через корреспонденцию заразиться коронавирусом COVID-19. Власти пытаются успокоить: через газеты и письма вирус не распространяется, но у страха глаза велики.

Настолько, что прибалтийские СМИ за первую неделю карантина провозгласили, что оказались на грани выживания. Причина – драматичное падение рекламных заказов.

«По разным данным предприятий из нашей ассоциации, отмены рекламных заказов действительно значительные – от 40 до 56%. И хотя это только самое начало в этой особенной ситуации, уже сейчас, по предварительным данным, мы считаем, что предприятия точно не получат больше 50% запланированных доходов», – в эфире телеканала Lietuvos Ryto TV рассказывала глава Ассоциации радио и ТВ Литвы Габриэле Андрашюнене.

«Некоторые оптимистичны, говорят, что рынок упадет на 30%, другие – что на 70%. Я сам только предполагаю, не основываясь ни на каких фактах, что уменьшение достигнет 50–60%», – говорит главный редактор эстонской Postimees Март Раудсаар (цитата по err.ee).

Евровидение, чемпионат Европы по футболу, десятки других мероприятий, которые изначально планировались как фундамент доходов в 2020 году. Всего этого и многого другого вдруг не стало.

Только в Литве заказы рекламы в СМИ, предположительно, могут сократиться на 60 млн евро. Для сравнения: весь рекламный рынок Прибалтики – чуть больше 300 млн евро. После последнего экономического кризиса в 2008–2009 годах потребовалось 10 лет для восстановления. В 2008 году рекламный рынок в СМИ составлял 300 млн евро, эту отметку он преодолел только в 2018 году. За это время в Эстонии, Латвии и Литве исчезли десятки СМИ. И вот опять.

«Проблемы из-за отмены рекламных заказов, отзыва изданий из мест продажи вызывают угрозу функционирования как для национальных, так и для региональных СМИ», – считают издатели.

В самой крупной стране Прибалтики – Литве – СМИ попросили помощи у властей. 24 марта – встреча с премьер-министром Литвы Саулюсом Сквернялисом. Будут просить помочь.

«Ситуация действительно критическая. Наверное, все понимают, что СМИ являются одними из ключевых вещей. Только они могут объективно, быстро и качественно информировать общество о сложившейся ситуации. Если СМИ закроются или снизятся объемы информирования, информация начнет распространяться в социальных сетях, а тогда появится множество спекуляций, лживых фактов, непроверенных новостей и в обществе появится гораздо больше паники», – считает руководитель Ассоциации интернет-СМИ Литвы Арнас Марцинкус.

По его прогнозам, доходы от рекламы в марте-апреле также снизились минимум на 50%. Он также уверяет, что 93–95% доходов всех СМИ Литвы составляет коммерческая реклама, без поддержки государства. К этому тезису стоит отнестись крайне критически, поскольку только Фонд поддержки радио, ТВ и печатных СМИ Литвы как раз перед карантином распределил между СМИ поддержку суммарно в миллионы евро, а это без заказов министерств и прочих государственных ведомств. Тем не менее удар ощутимый.

«В наших редакциях есть люди, которые не могут работать удаленно. Это не обязательно пишущие журналисты – есть макетировщики, дизайнеры, производство печати», –напоминает руководитель Ассоциации «Национальная пресса» Миндаугас Рейникис.

Литовские СМИ обратились ко всем ветвям власти. Если в крупных городах печатные СМИ еще покупались в супермаркетах, которые работают и во времена карантина, то в сельской местности почти все зависело от подписки. В итоге – падение на 50–75%: «По данным интернет-порталов, за последнюю неделю отозвано заказов на 750 тыс. евро, или 50% от заказов на март-апрель, и этот процесс, очевидно, в ближайшие недели только усилится», – отмечает Миндаугас Рейникис.

Литовские СМИ предложили несколько вариантов выхода из ситуации.

Во-первых, минимум на 4 месяца отложить уплату налогов (подоходного налога, социального страхования, НДС и так далее).

Во-вторых, государственную субсидию на зарплаты.

В-третьих, облегченные банковские кредиты для СМИ под гарантии государства.

В-четвертых, создать государственный фонд поддержки СМИ.

В-пятых, облегчить конкурсные закупки для СМИ от госслужб.

В-шестых, компенсировать часть затрат в типографиях для печатных СМИ.

И так далее. В объединенном обращении различные ассоциации прописали сразу девять пунктов.

«Считаю, что мы не должны в этой ситуации негативно выделять СМИ. Если мы говорим, что потери из-за коронавируса очень конкретные и ощутимые для всей нашей экономики, то, имея в виду, что СМИ – это особенная бизнес-среда, обязанность которой – информировать общество, считаю, что СМИ не должны быть исключены из той программы, которая разработана для облегчения последствий от коронавируса», – сказал президент Литвы Гитанас Науседа, комментируя план правительства пустить на амортизацию последствий пандемии 2,5 млрд евро.

Некоторые местные предприятия из солидарности со СМИ решили перераспределить свои рекламные бюджеты и полностью отказаться от рекламы в международных корпорациях. Например, таких как Facebook и Google. Эти средства пойдут местным СМИ. О таком шаге уже объявил глава Конфедерации предпринимателей Литвы Валдас Суткус и литовский филиал Tele2, который является одним из самых крупных рекламодателей в стране.

Основное давление на рынки в Прибалтике, в том числе и на СМИ, оказывает неизвестность. Кажется, карантин во всех трех странах продлится минимум до 1 мая. А это значит – еще 5 недель в антиутопии, которую еще месяц назад никто не мог предусмотреть. И, кто останется в этой ситуации живым, кажется, никто не может предположить даже примерно.

Михаил Киселёв, специально для «ДП», Вильнюс, Литва

Источник: www.dp.ru

У вас недостаточно прав для комментирования