Что происходит в медиаотрасли Польши в период коронакризиса

Обзор подготовлен по материалам польских и зарубежных СМИ.

Почти все отрасли в настоящее время находятся в кризисе. Компании борются с отсутствием заказов, увольнением персонала или реорганизацией всей системы работы. Мы проверили ситуацию на издательском рынке.

На одном из порталов издательской и книжной индустрии были опубликованы результаты опроса, проведенного с 23 по 27 марта 2020 года, в котором принял участие 191 представитель книжного рынка. Как указывает Польская палата книг, до 70% респондентов ощутили резкое падение продаж. Издатели прогнозирровали, что если эпидемия продолжится до конца апреля, 26% респондентов не ожидают увольнений, 16% заявляют, что все сотрудники компании будут уволены. С другой стороны, если эпидемия продлится до конца июня, 64% опрошенных издателей объявят об увольнении, а 27% ликвидируют компанию. 2/3 респондентов сообщили о финансовых трудностях, которые приведут к нехватке ликвидности для подрядчиков и поставщиков. Половина предполагает сокращение зарплат.

Издательский рынок в Польше - это целая машина совместно зависимых предприятий. Начиная от поставщиков печатных материалов, через типографии, издательства, посреднические агентства по продаже печатных услуг, рекламные агентства и заканчивая крупной, организованной дистрибьюторской сетью. Ситуация также затрагивает авторов, которые сталкиваются с застоем в распространении своих работ. Кроме того, из-за отмены каких-либо культурных мероприятий они не встречаются с читателями. 

Каково текущее состояние книжного рынка в Польше?

Торговые центры были закрыты в Польше 13 марта. Многие демонстрационные залы, расположенные в крупных сетях, приостановили свою деятельность, в том числе значительное количество стационарных демонстрационных залов EmpikSp. zo. о. Продажа книг остановилась. Книга в настоящее время не является продуктом необходимости. Отсутствие доступности для распространения и ограничение количества потребителей в открытых торговых точках, таких как киоски Ruch, магазины Biedronka и Lidl, привели к падению продаж книг с 30 до даже 70 процентов. Производители, которые больше всего выиграли от онлайн-продаж, теряют меньше всего. Это также падает во время эпидемии, но не так быстро. 

А как обстоят дела с наличием материалов, необходимых для производства?

С  15 марта польские границы были закрыты. Километровые пробки на границах страны вызвали задержки в поставках. Поставщики бумаги сотрудничают с заводами, производящими бумагу в Германии, и на пограничном переходе в Слубице в первые дни после закрытия границ были созданы несколькокилометровые очереди, ожидающие прибытия перевозчиков. Кроме того, многие материалы, такие как переплетные салфетки, производятся в Италии, где все производство остановлено. Товары не доступны для польских принтеров, которые используют эти материалы для изготовления переплетных книг на холсте.   

Эпидемия также повлияла на организацию книжных ярмарок, очень популярных в разных городах.

В этом году основные рыночные события были отменены. Познанская книжная ярмарка проходила с 12 по 14 марта, но посещаемость была ниже по сравнению с предыдущими годами. Международная книжная ярмарка в Варшаве, которая вызвала большой интерес, была окончательно отменена 23 марта. Апрельская книжная ярмарка в Белостоке также не состоялась. Из-за трагической эпидемической ситуации в Италии Книжная ярмарка в Болонье, которая привлекала много людей, связанных с рынком печати из Польши, была отменена. Пока неизвестно, что будет с Исторической книжной ярмаркой, организуемой на рубеже ноября и декабря в Варшаве. Мы должны помнить, что польские издатели обсуждают лицензионные права на таких встречах, завоевывая новые издательские позиции. 

Стоит отметить, что не все мероприятия были отменены. Выставка проходила в Брюсселе с 5 по 8 марта. Также объявленные в Польше во второй половине марта Варшавская ярмарка фэнтези и Гданьская книжная ярмарка пройдут в соответствии с графиком.

Какие проблемы ждут издательский рынок в ближайшее время?

Проблемы, которые ожидают польский книжный рынок в ближайшем будущем, - это трудности в финансировании печатной цепочки. Платежи подрядчикам могут быть нарушены, что уменьшит вероятность финансирования новых расходов и, как следствие, сократит размер этих расходов. Прогноз также касается трудностей, связанных с поддержанием малых предприятий на рынке и ростом безработицы в отрасли до 25 процентов. Сегмент производства направляющих уже прекратил производство. В то время, когда люди не путешествуют, издатели не боятся падения продаж гидов, они уверены, что не будут их продавать. 

Можно ли говорить о коллапсе на книжном рынке?

Слишком рано для точной оценки состояния книжного рынка в Польше, но понятно, что чем дольше сохраняется эпидемическая ситуация, тем сложнее будет полностью мобилизовать предприятия до кризиса.

Как можно улучшить эту ситуацию?

Это в основном связано с продажами. В это трудное время нужно поощрять читателей не отказываться от покупки книг, тем более что социальный карантин и кампания #zostanwdomu способствуют чтению. Книги можно купить онлайн по более низким ценам, чем обычно. Будем надеяться, что машина затормозится во время кризиса, но после этого она сработает, и предприятия при поддержке правительства справятся с этой непростой ситуацией. 

Каковы ожидания отрасли от государственной поддержки?

Издатели ожидают, что компании будут временно освобождены от взносов ZUS (Института социального страхования), предприниматели освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость, а также о введении фиксированных цен на книги и отмене НДС на книги.

Пресса во времена пандемии: издатели поощряют покупать газеты, интерес к цифровым изданиям растет

Пандемия коронавируса является проблемой для издателей печатных изданий. Несмотря на введенные в стране ограничения, газеты и журналы широко доступны – только несколько процентов были закрыты. Аутлеты и издатели принимают меры для поощрения покупки газет. В нынешней ситуации также возрос интерес к цифровым изданиям, для которых пандемия может стать прорывом.

• Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, введенные в Польше, оказывают довольно незначительное влияние на доступность прессы в точках продаж

• Издатели Дома печати и отдельные издательства поощряют покупать и читать газеты и журналы на бумаге.

• В нынешней ситуации все больше и больше людей начинают использовать цифровые формы платного доступа к прессе. Об этом свидетельствуют растущие результаты продаж Newsweek.pl и Forbes.pl

С момента появления новых случаев коронавирусной инфекции в Польше были введены дополнительные ограничения. Некоторые магазины в торговых центрах (включая выставочные залы Empik) были закрыты, сотрудники многих компаний работают из домов, аэропортов, станций и развязок вместо офисных зданий. Люди также должны ограничить выход из дома.  

Ограничения оказывают влияние на рынок прессы, но информация от дистрибьюторов и издателей показывает, что он довольно незначительный. Все издания выходят на регулярной основе, в обычном порядке. Нет резкого снижения спроса на прессу. В настоящее время спад продаж относительно невелик и связан, прежде всего, с тем, что некоторые пункты, на которые мы доставили прессу, закрыты, – говорит Дариуш Матерек, представитель Kolporter, крупнейшего дистрибьютора печатной прессы в Польше.

– Каждый день мы доставляем печатную продукцию в 45 тысяч точек в Польше. Мы наблюдаем активность сети на уровне 98-99 процентов. Мы, естественно, не представляем нашу продукцию в аэропортах и ​​некоторых торговых центрах, на которые распространяются новые правила. Мы постоянно наблюдаем за изменяющимся покупательским поведением читателей и следим за ними. Наши клиенты переехали в продуктовые магазины, традиционные киоски и заправочные станции. Там мы также направили увеличение расходов, – говорит Business Insider Polska Марчин Биглук, генеральный директор портфеля прессы в Ringier Axel Springer Polska.

Все издания, то есть газеты «Факт» и «Przegląd Sportowy», а также журналы «Newsweek Polska», «Forbes», «Auto Świat» выходят в обычном режиме.

– «Факт» сегодня продает почти 300 тысяч копий, мы не можем существенно изменить тираж, потому что тогда мы лишим читателей возможности купить крупнейшую польскую газету, которая продается тиражом больше, чем несколько конкурентов вместе взятых, – говорит Биглук.

Там, где мы отмечаем тенденцию снижения продаж, расходы меняются на несколько процентов. Это не значимые цифры и не относятся к большинству наших изданий, –добавляет он.

Люди теперь проводят намного больше времени дома, благодаря чему они могут читать больше. Это возможность для издателей, которые предпринимают различные действия, чтобы поддерживать продажи печатной прессы, и в то же время эффективно доставлять журналы для своих читателей. Такие компании, как Agora, Wydawnictwo Bauer и Burda Media Polska, подготовили специальные предложения для подписки на свои издания, которые доставляются прямо на дом.

– Мы запустили специальные рекламные кампании, которые помогают нашим редакциям в достижении получателя. Мы укрепили отношения с нашими партнерами и практически с ними на связи практически круглосуточно. Мы не реагируем нервно, но разумно, – говорит Марчин Биглук.

Это нелегкое время для поляков. Более важной является полная, надежная и заслуживающая доверия информация, которую пресса предоставляет читателям – как в бумажных, так и в электронных СМИ. Ее роль во время пандемии особенная. Только пресса предоставляет глубокие экспертные знания, основанные на многих источниках. Кроме того, в отличие от радио и телевидения, форма передачи контента является постоянной, к ней можно возвращаться много раз. Газеты и журналы доходят до каждого уголка страны.

Пандемия коронавируса может стать прорывом в развитии подписок на цифровые газеты и журналы. Издатели представили их несколько лет назад, но они работают в разных формах: издания в форме файла PDF, доступ к контенту из конкретных изданий газеты и, наконец, современные сервисы, которые постоянно обновляются.

Шесть лет назад Gazeta Wyborcza поставила на новейшую модель подписки. В конце 2019 года его цифровое предложение уже насчитывало 218 000 подписчиков, а средний ежемесячный доход отодного подписчика составил 14 злотых (для сравнения, средний общий объем продаж «GW» в 2019 году составил 85,87 тыс. экземпляров).

– Мы имеем дело со значительным повышением интереса пользователей к контенту. Цитируемая в Европе компания Piano, занимающаяся подписками, говорит, что число сотрудничающих с ней издателей, которые хотят подписаться, теперь значительно выросло, более чем на 200 процентов, – говорит Business Insider Polska Павел Новацкий, независимый консультант по решениям для издателей и электронной коммерции (DigitalFlow.pl), ранее связанный с Dziennik Gazeta Prawna и Polska Press. 

По словам Новаки, большинство победителей на этом этапе будут издателями, которые попытаются использовать этот больший трафик, приобретая регистрации новых пользователей и предлагая им рекламный доступ к платному предложению в начале.

Увеличение интереса к подпискам также заметно в случае платных сервисов Newsweek.pl и Forbes.pl. Для Newsweek и Forbes мы сейчас регистрируем увеличение продаж новых подписок в 2-3 раза по сравнению с периодом до пандемии, – говорит Business Insider Polska Томаш Гавел, управляющий директор платного контента в Ringier Axel Springer Polska.

В рамках подписки Forbes.pl пользователи получают доступ ко всему контенту Forbes.pl, журналам Forbes Polska и Forbes Women, избранным текстам с американского Forbes.com или форума экспертов Forbes Magazine.

В случае Newsweek подписчики имеют доступ ко всему контенту Newsweek.pl, еженедельника Newsweek Polska, тематических журналов, таких как "Newsweek Historia", оригинальные информационные бюллетени или специальные видео-программы.

Гавел подчеркивает, что Newsweek.pl и Forbes.pl являются цифровыми мультимедийными продуктами, адаптированными для удобного использования и в мобильной версии.

Это особенно важно в наши дни, когда мы имеем дело с цифровыми изменениями во многих областях, и нынешняя революция может изменить привычки потребителей.

- Все выходы изданий осуществляются на регулярной основе, в обычном порядке. Мы не заметили резкого снижения спроса на прессу. На данный момент спад продаж относительно невелик и связан, прежде всего, с тем, что некоторые пункты, к которым мы доставили прессу, закрыты, – говорит представитель Kolporter.

 

Обзор подготовила: Араксия Саркисян

Источники: The Guardian, ActuaLitté, OSDW Azymut, The Bookseller, Wydawnictwo Afera

У вас недостаточно прав для комментирования