Ведущие глянцевые издания Минска рассказали, в каком состоянии оказался рынок журналов в связи с коронакризисом

Недавно мы писали о том, что известные мировые издательские дома существенно порезали свои планы по выпуску глянцевых журналов на это лето. Сокращаются штаты редакций, номера становятся сдвоенными. Marketing.by узнал, как обстоит ситуация и на беларуском рынке глянца - ведь эти медиа и до коронакризиса не особенно шиковали.

Мы пообщались с паблишерами On Air, Where Minsk, KORONA magazine, "Большой". Несмотря в целом на пессимистичный прогноз, беларуские издатели продолжают искать выходы, чтобы сохранить издания, несмотря на отток клиентов и проблемы с распространением.

Инна Василенко, издатель журнала Where Minsk: Заведомо идем на убытки, надеемся, что осенью наверстаем

- Наше издание мы выпускаем ежемесячно уже 15 лет, и ни разу не делали сдвоенных номеров.

Я тоже читала публикацию про зарубежные глянцевые журналы, и понимаю, что выпуск сдвоенных номеров на лето – это не прихоть издателей, а просто экономическая ситуация. Тем более, что в нашей стране платных изданий практически нет – они все распространяются бесплатно и существуют только за счет рекламы.

Майский номер мы выпустили, но поменяли систему распространения. Раньше мы большую часть тиража отдавали в гостиницы, аэропорт, рестораны и сферу услуг – все эти места сейчас фактически не работают. Но нам нужно было, чтобы у рекламодателей отработала реклама, и поэтому договорились с доставкой Menu.by: отдали им большую часть тиража, чтобы люди при заказе более 50 рублей из определенных ресторанов получали наш журнал.

Еще часть тиража отдали в ресторан Ronin – у них очень активные доставки. И, как показала практика, некоторые клиенты при заказе указывали, что хотели бы получить журнал.

Что касается основных рекламодателей, которые формировали 40% наших доходов, вся эта сфера (казино, рестораны, СПА-центры, магазины) сейчас не работает. Банки приостанавливают свои кредитные акции, лизинговые компании не дают финансирование физлицам на автомобили. А реклама ритуальных услуг, МАЗов, тракторов, теплиц, окон, дверей, препаратов от давления и сердца – это не наша тема. Такая картина приводит к тому, что выпускать издание не за что. И я сейчас тоже иду по пути сдвоенного номера. Слава Богу, моя команда понимает ситуацию и готова пережить лето.

К сентябрю, как я вижу по переговорам с рекламодателями, все планируют возобновить активность, но в данной ситуации планировать что-то очень сложно.

Мы в середине июня выпустим сдвоенный номер за июнь-июль – я немного сдвинула сроки, так как сфера услуг (те же казино), ждет приезжих россиян. В России с 1 июня начинают открывать границы, и нужно посмотреть, как начнет оживать рынок. Или не начнет.

Августовский номер тоже планируем выпускать, но все меняется, надо реагировать на ситуацию достаточно быстро, придумывать какие-то вещи на ходу. Заведомо идем на убытки, надеемся, что осенью наверстаем.

- Как вы думаете, рынок глянца сможет это пережить это лето?

- Конечно, онлайн сейчас более востребован, чем оффлайн. Я думаю, что кризис переживут самые сильные издания, у которых есть подушка безопасности, полезный и интересный контент.

К тому же для многих модных и парфюмерных брендов очень важно размещаться в глянце, для других компаний нужна массовость – реклама не только в онлайне, но во всех остальных каналах. Поэтому я думаю, говорить о том, что индустрия глянцевых журналов совсем уйдет, пока рано. К тому же люди на самоизоляции тоже устают от гаджетов и телевизоров и с удовольствием возвращаются к чтению книг и журналов.

Самый простой вариант, который приходит в голову - это не тратить деньги на печать и перейти в онлайн. Но, как показал опыт российских коллег, после перехода журналов онлайн они живут там полгода, а дальше все равно идет закрытие. Потому что для онлайн-издания нужен большой штат журналистов, оперативные новости, провокационные материалы - тогда это может быть востребовано. Но просто перенести журнал в онлайн и зарабатывать деньги – это путь в никуда. Там своя конкуренция и свои игроки, которых перебороть очень сложно. Для этого нужны большие вливания денег, может еще больше, чем на печать журнала.

- Как изменился в связи с самоизоляцией редакционный процесс подготовки материалов в Where Minsk?

- Большая часть нашего издания занимала информация о предстоящих мероприятиях и концертах, о кухне ресторанов и т.д. Пришлось изменять: в афишу собрали онлайн концерты и спектакли, из ресторанов взяли заведения, которые сегодня активно работают с доставкой.

Что касается интервью, то предлагаем героям выбор – поговорить по видео или встретиться. Но, кстати, как-то все не боятся и хотят встретиться лично.

Зміцер Навіцкі, крэатыўны дырэктар агенцтва “Ідэя Кансалт”: Усё на паузе

- Да “каранакрызісу” мы рабілі тры часопісы: “Большой”, “Партер” і яшчэ адзін для кліентаў аўтамабільнага брэнда.

Усе гэтыя часопісы зараз не выходзяць, яны на паўзе. “Партэр” - дакладна да восені, наконт “Большого” мы напісалі просьбу ў Міністэрства інфармацыі аб прыпыненні выдачы на 6 месяцаў, кліентскі аўтамабільны таксама не друкуем.

Што будзем далей рабіць – паглядзім. Каронакрызіс супаў з летам, а гэта быў заўжды мёртвы сезон для друку – мы ў траўні здавалі летні нумар і ўсе ішлі на вакацыі. І зараз тая ж самая сітуацыя – здалі нумары, пайшлі на вакацыі, а ў верасні будзем прымаць рашэнне сыходзячы з эканамічнай сітуацыі: ці будзем мы рабіць праект “Большой” у папяровай версіі, ці будзем рабіць акцэнт на сацыяльных сетках, Ютубе і сайце - будзем глядзець па рынку.

Калі, напрыклад, як кажа прэзідэнт, каронавірус у нас у галавах і гэта псіхоз, і у нас з эканомікай будзе ўсё добра, тады будзе і часопіс у друкаванай версіі. А калі з эканомікай будзе ўсё кепска, то я не бачу сэнсу працягваць насіцца з паперай як з пісанай торбай. Бо папера – гэта вельмі дарагая цацка.

- Як зараз паводзяць сябе рэкламадаўцы?

- Рэклама ў глянцы падае ужо даўно. І гэта не той крызіс, які быў у 2014 годзе – тады яшчэ не было настолькі распампаваных іншых рэкламных сродкаў, ды і рэкламадаўцы самі верылі ў глянец і ў друкаванае слова. А зараз іміджавая рэклама вельмі цяжка прадаецца – кампаніям патрэбны толькі лічбы і метрыкі – колькі было пераходаў на сайт, варонкі продажаў і ўсё астатняе. І ужо ніхто не прадае макеты ў часопісе ў чыстым выглядзе – толькі ў пакеце з сацыяльнымі сеткамі, некімі мерапрыемствамі і г.д. А зараз пра афлайн вечарынкі гаворкі няма, а сацсеткі можна прадаць і без макета ў часопісе.

Так, у нас ёсць партнёры, якія даўно размяшчаюць рэкламу, і ў іншых часопісах ёсць такія партнёры. Але казаць, што толькі на іх можна выехаць – дык гэта немагчыма.

Мне здаецца, што беларускі рынак глянцу гэты крызіс калі не даб’е, то паштурхае добра. Магчыма, нейкія нашы калегі будуць казаць, што ўсё будзе добра, "верым-можам-пераможам". Але не, для друкаванага слова добра не будзе дакладна. Калі беларускі глянец не прадаеца ў гіпермаркетах ці "Белсаюздруку" і рэдакцыя не мае грошай з продажу часопіса, то для такіх медыя не будзе нічога добрага. Гэта толькі цацка, праект-хобі. І хто сабе гэтыя цацкі пакіне, а хто адмовіцца ад іх – пакажа толькі восень.

Екарина Богнат, шеф-редактор Belavia OnAir: Лето будет по плану: журнал всё равно нужен

- У нас был сдвоенным апрельский номер – апрель-май. В тот момент нужно было сориентироваться, так как пошли отмены рейсов по всей Европе.

«Белавиа» и сейчас выполняет рейсы, просто их количество снижено, так что журнал все равно нужен. Дальше планируем делать журнал по графику каждый месяц – июнь, июль, август.

- Что говорят ваши рекламодатели, продолжают размещаться?

- Остались самые стойкие. Понятно, что поток рекламы снизился - в номер за апрель-май ее было меньше, чем обычно, но не так плохо, как мы ожидали. Сейчас рекламы немного, но в любом случае будем выпускать номер.

Мы очень зависим от пассажиропотока и возобновления рейсов. И, судя по новостям, во многие страны в июле готовы полететь самолеты. Соответственно, и рекламодатели больше на июль настроены.

- Как изменилась работа редакции?

- Значительных перемен нет, потому что у нас всегда был свободный график работы и много внештатных авторов из-за рубежа. Дистанционный формат работы, в том числе и с героями публикаций, мы практиковали и раньше.

Ирина Василевская, соучредитель и директор ООО "ИДМ Медиа", журнал KORONA magazine: Двигаемся по намеченному графику выходов

- В сложившейся ситуации люди все так же, как и ранее, покупают продукты питания, едят и готовят (последнее стали делать даже чаще, находясь на самоизоляции или удаленке). Тенденция такова, что часть людей старается минимизировать поездки в магазин, поэтому приезжают реже, однако закупаются сразу на более длительный срок. Тем самым чек становится более весомым и попадает под акцию раздачи журнала, кассир в перчатках вручает издание покупателю. Поэтому издание, как и ранее, попадает в дома актуальной для рекламодателей целевой аудитории гипермаркетов «Корона».

Конечно же, пандемия в той или иной степени затронула всех. Есть сегмент рекламодателей, которым в данный момент очень сложно думать о рекламной активности, поскольку им пришлось столкнуться с очевидными трудностями — потерей клиентов. Поэтому бюджеты на рекламу в целом сейчас также сокращают, но мы подстраиваемся, находя со своей стороны подходящие для клиента форматы и варианты размещения.

Также есть сегмент рекламодателей, у которых, наоборот, наступает сезон, выходят новинки, и, несмотря на общий спад продаж, они идут в стратегию продолжения коммуникации. Ведь глобально конкуренты с рынка не ушли и необходимо продолжать доносить ценность своего бренда до конечного потребителя.

Что касается работы редакции, то мы были готовы к переходу на удаленный режим работы. Благодаря определенным сервисам вся работа редакции ведется в онлайн-режиме. Так мы работаем уже пару месяцев, и довольно успешно сдали в печать свежий выпуск HEALTHY & ACTIVE issue, при этом все сотрудники вели работу в режиме онлайн.

Единственное, что сейчас не совсем удается организовать — это наши авторские съемки с персонами. Например, в свежем номере героем стала Любовь Пашковская (СЕО и одна из основателей Verv), но поскольку вся их компания ушла на удаленный режим, то мы получили отказ от съемок в офисе по объективным и понятным причинам.

Если говорить о планах издания KORONA magazine, то мы двигаемся по намеченному графику выходов.

- Как вы видите перспективы глянцевых журналов в Беларуси?

- Что касается такой модели издания, как KORONA magazine, то тут могу сказать на основе только тех фактов, что мы наблюдаем и что есть на данный момент. Делать прогнозы не возьмусь.

Ценность в руках конечного потребителя такой площадки с годами возрастает. И это связано со множеством факторов, вот некоторые из них:

1. KORONA magazine отличается прикладным и полезным контентом, поскольку каждый выпуск продумывается исходя из определенной темы и сезонности. Большую часть контента составляют рецепты, поэтому журнал остается в домах читателей продолжительное время и люди активно им пользуются. В социальных сетях мы часто получаем фото приготовленных блюд по нашим рецептам. Очень радуют фотографии собранных коллекций KORONA magazine, что, несомненно подтверждает то, что журнал — ценят, любят и хранят у себя дома.

2. Сейчас работа и большая часть жизни современного человека проходит в экранах телефонов и в мониторах. Объективно люди устают от бесконтрольного потока информации и такого формата взаимодействия с внешним миром. Нужна и другая, возможно более привычная нам генетически, форма взаимодействия с информацией. Про это свидетельствует и увеличение объемов продаж печатных книг серий нон-фикшн, хоть в основном весь контент этих книг есть на просторах интернета.

3. Реальность такова, что ценности информации самой по себе уже нет. Ты можешь за доли секунды найти то, что тебе нужно прямо с телефона, и скорости, естественно, растут. Так же быстро эта информация и пролетает сквозь тебя. И мы хотим проработанные и собранные в удобной форме готовые решения. Экспертиза и качество информации — это ведь еще не все, важно достучаться, попасть в нужное время и оказаться в нужном месте, а также быть услышанным. Именно для этого и существуют разные каналы коммуникации.

 

Есть большой сегмент товаров, которые легче продавать качественной напечатанной картинкой. Конечно же, она должна быть обрамлена в соответствующий контент и вложена в руки готовой к покупке ЦА. Время новостей из печатной прессы прошло, а вот когда издание аккумулирует на своих страницах что-то ценное, дарит эмоции от взаимодействия с площадкой и имеет и качественный формат распространения, как мне видится, это уже вневременные, сильные стороны работы с глянцем.

Источник: marketing.by

У вас недостаточно прав для комментирования