Как покупают
Казалось бы, спрос на литературные новинки должен возрасти в условиях, когда культурная жизнь в городе замерла и люди проводят больше времени дома. Однако книжные магазины — частные и государственные — в унисон говорят об обратном.
— Люди в целом стали покупать намного меньше всего, в том числе книг, которые не являются товарами первой необходимости. В приоритете у большинства — продукты питания, антисептики, маски и лекарства. С июля ситуация стала меняться: оживился интерес к художественной литературе, растут продажи учебной и научно-популярной, — отмечает коммерческий директор крупнейшей в Беларуси книжной интернет-площадки Павел Никифоров.
Ему вторит и директор магазина академической литературы Ольга Глуховская:
— Спад в продажах наблюдали в апреле-мае, но сейчас ситуация улучшается. Поскольку мы специализируемся на учебной, научной литературе, то падение спроса на нее связано с переходом школьников на дистанционное обучение, хотя студенты по-прежнему приобретали учебники. Считаю, родители допустили большую ошибку. Ведь сегодня очень много методических пособий, они помогают детям самостоятельно заниматься по предметам. В преддверии 1 сентября отмечаем увеличение интереса на такие издания. Что касается художественной литературы, то пандемия отразилась на работе российских издательств, а вот белорусские продолжали радовать новинками. Так что продажи не снизились. Карманные романы и детективы, которые раньше люди активно приобретали, отправляясь в отпуск за границу, нынче не пользуются спросом. Как, впрочем, карты и путеводители.
О. Глуховская подчеркивает, что в магазинах посетителей стало мало, но покупателей достаточно.
— Люди приходят целенаправленно, а не чтобы посмотреть. Практически весь ассортимент представлен на сайте и в социальных сетях. Наша задача — рекламировать хорошую литературу, иначе читатель с книгой не встретится, — говорит собеседница. — У нас нет интернет-торговли, но осуществляем доставку почтой. В перспективе планируем развивать и онлайн-продажи. Хотя считаю, что книга — это товар, который нужно держать в руках, ощущать качество полиграфии, иллюстраций, особенно это касается детской литературы.
Индивидуальный предприниматель Артур Каждан в книжном бизнесе более 30 лет. У него интернет-магазин с пунктом самовывоза, где также можно приобрести издания:
— Основные продажи идут через электронную площадку. Покупатели ценят время. Удобно выбирать товар, не выходя из дома, а потом приехать и забрать или заказать доставку. Это мировая тенденция. Не могу сказать, что в пандемию отмечался рост продаж, но количество доставок увеличилось в разы.
О повышении спроса на услуги доставки со второй половины марта и до середины июня говорит и П. Никифоров:
— В некоторые моменты спрос возрастал в 2,5 раза. Мы предлагали нашим клиентам и бесконтактную доставку. Ею воспользовались около 0,6 % от общего числа всех наших покупателей в этот период. Доля онлайн-продаж у нас всегда была больше, чем офлайн, а во время пандемии увеличилась на 25 %.
Подстраиваться под изменившиеся условия вынужден и лидер книжного рынка. Крупнейшая в стране розничная сеть не первый год развивает интернет-торговлю. Однако с началом пандемии возникла потребность в новых подходах к обслуживанию покупателей.
— Мы ввели услугу бесконтактной доставки на дом. Наши курьеры ездят в масках и перчатках, поэтому услуга пользуется популярностью до сих пор, — подчеркивает ведущий специалист отдела маркетинга Яна Сабина.
Что читают
— Лидеры продаж нашей сети — «Бесконечность любви, бесконечность печали. Книга вторая» Натальи Батраковой, «Три товарища» и «Время жить и время умирать» Эриха Марии Ремарка, «1984. Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Каласы пад сярпом тваім» и «Дзікае паляванне караля Стаха» Владимира Короткевича, «Золотые правила народной культуры» Оксаны Котович и Ивана Крука, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, — продолжает Яна. — В целом сейчас наблюдается большой спрос на белорусскоязычные книги. Особенно успехом пользуются классическая белорусская литература и всемирные бестселлеры, переведенные на родную мову.
О востребованности белорусскоязычной литературы говорит и О. Глуховская:
— Хит продаж на протяжении двух лет — «Маленькі прынц» Антуана де Сент-Экзюпери. Популярен и «Гары Потэр і філасофскі камень» Джоан Роулинг. Постоянно издаются дополнительные тиражи книг Андрея Горвата «Радзіва «Прудок» и «Прэм’ера». Из новинок пользуется повышенным спросом «Жэтон на метро» Андрея Федоренко. Всегда востребованы классика, детская литература. Стабильный спрос на продукцию издательства «Беларуская навука». Хотелось бы отметить их новые книги: «Драўлянае хрысціянскае храмабудаўніцтва», «Белорусское градостроительное искусство», «Гістарычны атлас Беларусі» в кратком изложении, «Грамадска-палітычнае жыцце Вялікага княства Літоўскага ў часы бескаралеўя. 1733-1735 годы» Андрея Мацука. Постоянный интерес вызывает книга «История белорусской государственности» в пяти томах. В ближайшее время ожидаем выход последней части. В топе и литература, связанная с самообразованием, развитием, психологией.
Представители интернет-магазинов отметили, что наблюдается устойчивый спрос на издания популярных блогеров, а также книги о личностной мотивации, бизнесе, воспитании детей, здоровье, на учебную литературу для общеобразовательных и автошкол.
Крупнейший онлайн-ретейлер России сообщил, что в первом полугодии белорусы активно покупали детскую литературу. В топ-5 вошли «Я побеждаю страхи: энциклопедия для малышей в сказках» и «Энциклопедия добрых дел: сказки для малышей» Елены Ульевой, «Скорочтение для детей от 6 до 9 лет» Шамиля Ахмадулина, «Невероятная история о гигантской Груше» Якоба Мартина Стрида, «Букварь».
Запах краски
Книготорговцы уверены, что бумажные издания не утратят актуальности в цифровую эпоху.
— Мы видим, что книги у жителей Беларуси пользуются большим спросом: за первое полугодие продано на 144 % больше, чем в аналогичном периоде 2019-го, — заявили в компании российского онлайн-ретейлера.
Бизнесмен А. Каждан говорит, что на его памяти бумажную книгу не раз пытались похоронить, но она бессмертна:
— Помню, когда появились принтеры, все говорили, что книги станут не нужны. И что? Пораспечатывали на листах и поняли: это дороже и не читаемо. Электронные книги заняли не более 10 % рынка. Большинство людей по-прежнему предпочитают печатные издания.
— У нас есть небольшой ассортимент электронных бизнес-книг, учебной и нехудожественной литературы. Они востребованы, но расширять это направление не планируем, так как высокая конкуренция крупных торговых площадок и представителей теневого рынка. Соблюдать баланс цены и качества непросто. Наша принципиальная позиция — предлагать товары высокого качества по разумной цене, — отмечает П. Никифоров.
О. Глуховская задает риторический вопрос: как долго могут храниться электронные книги? Бумажные живут тысячелетиями и имеют историческую ценность, убеждена она.
Все сходятся во мнении: для многих читателей по-прежнему важны тактильные ощущения, шелест страниц и запах свежей типографской краски. Молодежь стремится обзавестись собственной домашней библиотекой, как у родителей, а люди постарше охотятся за редкими изданиями. Вопрос престижа!
Топ-10 книг на белорусском языке
(по данным крупнейшей книжной сети за первое полугодие)
- «Гары Потэр і філасофскі камень» Дж. Роўлінг.
- «Дзiцячы атлас Беларусі. Славутыя асобы» (уклад. С. Умец).
- «Маленькi прынц» А. дэ Сэнт-Экзюперы.
- «Дзiкае паляванне караля Стаха» У. Караткевiча.
- «Каласы пад сярпом тваiм» У. Караткевiча.
- «Людзi на балоце» І. Мележа.
- «Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнiкаў».
- «Беларускiя казкi».
- «Вядзьмар, які рабіўся ваўком: беларускія чарадзейныя казкі» (уклад. А. Брыль).
- «Малы i Карлсан, якi жыве на даху» А. Лiндгрэн.
Источник: minsknews.by