«В некоторые моменты спрос возрастал в 2,5 раза». Как пандемия повлияла на запросы читателей

Как пандемия повлияла на читательский спрос и чем нынче интересуются в столичных магазинах, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости». 

Как покупают 

Казалось бы, спрос на литературные новинки должен возрасти в условиях, когда культурная жизнь в городе замерла и люди проводят больше времени дома. Однако книжные магазины — частные и государственные — в унисон говорят об обратном. 

— Люди в целом стали покупать намного меньше всего, в том числе книг, которые не являются товарами первой необходимости. В приоритете у большинства — продукты питания, антисептики, маски и лекарства. С июля ситуация стала меняться: оживился интерес к художественной литературе, растут продажи учебной и научно-популярной, — отмечает коммерческий директор крупнейшей в Беларуси книжной интернет-площадки Павел Никифоров. 

Ему вторит и директор магазина академической литературы Ольга Глуховская: 

— Спад в продажах наблюдали в апреле-мае, но сейчас ситуация улучшается. Поскольку мы специализируемся на учебной, научной литературе, то падение спроса на нее связано с переходом школьников на дистанционное обучение, хотя студенты по-прежнему приобретали учебники. Считаю, родители допустили большую ошибку. Ведь сегодня очень много методических пособий, они помогают детям самостоятельно заниматься по предметам. В преддверии 1 сентября отмечаем увеличение интереса на такие издания. Что касается художественной литературы, то пандемия отразилась на работе российских издательств, а вот белорусские продолжали радовать новинками. Так что продажи не снизились. Карманные романы и детективы, которые раньше люди активно приобретали, отправляясь в отпуск за границу, нынче не пользуются спросом. Как, впрочем, карты и путеводители. 

О. Глуховская подчеркивает, что в магазинах посетителей стало мало, но покупателей достаточно. 

— Люди приходят целенаправленно, а не чтобы посмотреть. Практически весь ассортимент представлен на сайте и в социальных сетях. Наша задача — рекламировать хорошую литературу, иначе читатель с книгой не встретится, — говорит собеседница. — У нас нет интернет-торговли, но осуществляем доставку почтой. В перспективе планируем развивать и онлайн-продажи. Хотя считаю, что книга — это товар, который нужно держать в руках, ощущать качество полиграфии, иллюстраций, особенно это касается детской литературы. 

Индивидуальный предприниматель Артур Каждан в книжном бизнесе более 30 лет. У него интернет-магазин с пунктом самовывоза, где также можно приобрести издания: 

— Основные продажи идут через электронную площадку. Покупатели ценят время. Удобно выбирать товар, не выходя из дома, а потом приехать и забрать или заказать доставку. Это мировая тенденция. Не могу сказать, что в пандемию отмечался рост продаж, но количество доставок увеличилось в разы. 

О повышении спроса на услуги доставки со второй половины марта и до середины июня говорит и П. Никифоров: 

— В некоторые моменты спрос возрастал в 2,5 раза. Мы предлагали нашим клиентам и бесконтактную доставку. Ею воспользовались около 0,6 % от общего числа всех наших покупателей в этот период. Доля онлайн-продаж у нас всегда была больше, чем офлайн, а во время пандемии увеличилась на 25 %. 

Подстраиваться под изменившиеся условия вынужден и лидер книжного рынка. Крупнейшая в стране розничная сеть не первый год развивает интернет-торговлю. Однако с началом пандемии возникла потребность в новых подходах к обслуживанию покупателей. 

— Мы ввели услугу бесконтактной доставки на дом. Наши курьеры ездят в масках и перчатках, поэтому услуга пользуется популярностью до сих пор, — подчеркивает ведущий специалист отдела маркетинга Яна Сабина. 

Что читают

 — Лидеры продаж нашей сети — «Бесконечность любви, бесконечность печали. Книга вторая» Натальи Батраковой, «Три товарища» и «Время жить и время умирать» Эриха Марии Ремарка, «1984. Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Каласы пад сярпом тваім» и «Дзікае паляванне караля Стаха» Владимира Короткевича, «Золотые правила народной культуры» Оксаны Котович и Ивана Крука, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, — продолжает Яна. — В целом сейчас наблюдается большой спрос на белорусскоязычные книги. Особенно успехом пользуются классическая белорусская литература и всемирные бестселлеры, переведенные на родную мову. 

О востребованности белорусскоязычной литературы говорит и О. Глуховская: 

— Хит продаж на протяжении двух лет — «Маленькі прынц» Антуана де Сент-Экзюпери. Популярен и «Гары Потэр і філасофскі камень» Джоан Роулинг. Постоянно издаются дополнительные тиражи книг Андрея Горвата «Радзіва «Прудок» и «Прэм’ера». Из новинок пользуется повышенным спросом «Жэтон на метро» Андрея Федоренко. Всегда востребованы классика, детская литература. Стабильный спрос на продукцию издательства «Беларуская навука». Хотелось бы отметить их новые книги: «Драўлянае хрысціянскае храмабудаўніцтва», «Белорусское градостроительное искусство», «Гістарычны атлас Беларусі» в кратком изложении, «Грамадска-палітычнае жыцце Вялікага княства Літоўскага ў часы бескаралеўя. 1733-1735 годы» Андрея Мацука. Постоянный интерес вызывает книга «История белорусской государственности» в пяти томах. В ближайшее время ожидаем выход последней части. В топе и литература, связанная с самообразованием, развитием, психологией. 

Представители интернет-магазинов отметили, что наблюдается устойчивый спрос на издания популярных блогеров, а также книги о личностной мотивации, бизнесе, воспитании детей, здоровье, на учебную литературу для общеобразовательных и автошкол. 

Крупнейший онлайн-ретейлер России сообщил, что в первом полугодии белорусы активно покупали детскую литературу. В топ-5 вошли «Я побеждаю страхи: энциклопедия для малышей в сказках» и «Энциклопедия добрых дел: сказки для малышей» Елены Ульевой, «Скорочтение для детей от 6 до 9 лет» Шамиля Ахмадулина, «Невероятная история о гигантской Груше» Якоба Мартина Стрида, «Букварь». 

Запах краски 

Книготорговцы уверены, что бумажные издания не утратят актуальности в цифровую эпоху. 

— Мы видим, что книги у жителей Беларуси пользуются большим спросом: за первое полугодие продано на 144 % больше, чем в аналогичном периоде 2019-го, — заявили в компании российского онлайн-ретейлера. 

Бизнесмен А. Каждан говорит, что на его памяти бумажную книгу не раз пытались похоронить, но она бессмертна: 

— Помню, когда появились принтеры, все говорили, что книги станут не нужны. И что? Пораспечатывали на листах и поняли: это дороже и не читаемо. Электронные книги заняли не более 10 % рынка. Большинство людей по-прежнему предпочитают печатные издания. 

— У нас есть небольшой ассортимент электронных бизнес-книг, учебной и нехудожественной литературы. Они востребованы, но расширять это направление не планируем, так как высокая конкуренция крупных торговых площадок и представителей теневого рынка. Соблюдать баланс цены и качества непросто. Наша принципиальная позиция — предлагать товары высокого качества по разумной цене, — отмечает П. Никифоров.

О. Глуховская задает риторический вопрос: как долго могут храниться электронные книги? Бумажные живут тысячелетиями и имеют историческую ценность, убеждена она. 

Все сходятся во мнении: для многих читателей по-прежнему важны тактильные ощущения, шелест страниц и запах свежей типографской краски. Молодежь стремится обзавестись собственной домашней библиотекой, как у родителей, а люди постарше охотятся за редкими изданиями. Вопрос престижа! 

Топ-10 книг на белорусском языке 

(по данным крупнейшей книжной сети за первое полугодие) 

  1. «Гары Потэр і філасофскі камень» Дж. Роўлінг.
  2.  
  3. «Дзiцячы атлас Беларусі. Славутыя асобы» (уклад. С. Умец).
  4.  
  5. «Маленькi прынц» А. дэ Сэнт-Экзюперы.
  6.  
  7. «Дзiкае паляванне караля Стаха» У. Караткевiча.
  8.  
  9. «Каласы пад сярпом тваiм» У. Караткевiча.
  10.  
  11. «Людзi на балоце» І. Мележа.
  12.  
  13. «Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнiкаў».
  14.  
  15. «Беларускiя казкi».
  16.  
  17. «Вядзьмар, які рабіўся ваўком: беларускія чарадзейныя казкі» (уклад. А. Брыль).
  18.  
  19. «Малы i Карлсан, якi жыве на даху» А. Лiндгрэн.

Источник: minsknews.by

У вас недостаточно прав для комментирования