Свободен по собственному желанию
В Белоруссии нет частных телекомпаний, присутствие государства в радиовещании тоже очень велико. После выборов президента и начавшихся акций протеста многие журналисты ушли «в никуда», так как они не согласны с редакционнойполитикой, цензурой и невозможностью показывать реальную картину происходящего в стране.
Так, например, уволилась большая часть коллектива радио «Сталiца» (более 10 человек), вслед за ними покинул свой пост и директор радиостанции. По данным портала tut.by, уже вскоре после оглашения официальных результатов выборов уволились девять человек, работавших на «Беларусь1», СТВ, АТН, на «Первом канале» белорусского радио. Среди тех, кто заявил в своих соцсетях об уходе из родной редакции – ведущий вечернего шоу Евгений Перлин, автор и ведущая утренней кулинарной программы Татьяна Бородкина, ведущий Сергей Козлович и стендап-комик Андрей Макаёнок.
В интервью «КП» в Беларуси» Макаёнок объяснил свое решение тем, что ему сложно говорить «Доброе утро!», когда оно не сильно доброе. По словам телеведущего, прежде он оставался в нейтралитете, потому что был уверен, что в любой ситуации должен быть «человек-позитив, который поддерживает всех своей улыбкой». Но теперь и он считает, что его улыбки с телеэкрана зрителям вряд ли нужны. «Эта улыбка скорее кощунственная, и в нынешней ситуации она больше не воодушевляет зрителей», – признался Макаёнок.
Александр Лучонок, корреспондент телеканала «Беларусь 1», заявил, что «больше не хочет молчать», поэтому тоже увольняется. А с ОНТ ушел глава президентского пула журналистов, телеведущий Дмитрий Семченко.
Профессионалов хватит на целое СМИ
Таким образом, на медиарынке оказалось довольно много свободных профессионалов, мастеров своего дела. Их профессиональную судьбу, возможности трудоустройства, самореализации в нынешних условиях на днях обсудили основатель сервиса Pressfeed Константин Бочарский и основатель и ведущий популярного белорусского telegram-канала MediaMedia, медиаэксперт Сергей Якупов.
По словам Сергея, на данный момент появилось несколько тенденций организации помощи журналистам, оставшимся без работы.
«Это крутая возможность для перестройки медийного рынка в стране», - убежден Якупов.
«Очень интересная ситуация, потому что ты как бы разорвал пуповину со своей старой жизнью. С чистого листа ты можешь делать все, что угодно. Карьеру начинать, какие угодно проекты запускать. Это ситуация чистого эксперимента», – продолжает мысль Константин Бочарский.
«Но здесь может быть своя сложность, – отмечает Сергей. - Дело в том, что уходили по собственному желанию в основном люди, которые были на исполнительских должностях, а дефицит хороших медиаменеджеров все равно существует».
В белорусских соцсетях прозвучала даже такая мысль: «количество журналистов, которые остались без работы, наберется на крутое независимое СМИ, которое мы все можем финансировать, как читатели». Идея в том, чтобы не зависеть от какого-то крупного грантодателя.
При этом уже есть бизнес-модель СМИ, позволяющая обходиться без стороннего инвестора. Так, например, созданный недавно новостной кооператив объединяет девять СМИ, в число которых входит сайт, специализирующийся на расследованиях, журнал Popular, сайт с комиксами, религиозный сайт и еще одно СМИ на тему Африки. Журналистам удалось организовать платную подписку и перекрестное владение акциями всех проектов в составе своей организации без права продажи третьим лицам, чтобы избежать недружественного поглощения.
Такая модель, по сути – мечта многих, кто работает в СМИ. Ситуации, когда после продажи издания новому владельцу разрушалась редакция, не редкость. В Петербурге все хорошо помнят, что произошло с Балтийской медиагруппой после ухода из жизни Олега Руднова.
Кроме того, в Белоруссии уже есть более простые варианты и для тех, кого устраивает работа по найму. К себе позвал журналистов и Вадим Хейфец, сооснователь и руководитель минской компании Slon Media, которая занимается производством видео.
«Ребята, если вы или ваши знакомые сейчас уходят из государственных СМИ по причине наличия совести, мы в Slon Mediaготовы рассмотреть вас на отдельные проекты, а может быть, и на долгосрочное сотрудничество, работы хватает», - написал Хейфец на своей странице, прописав дальше несколько открытых вакансий. Телевизионщики отказываться не стали и в течение двух дней завалили медиаменеджера сотнями писем с резюме. В результате Вадим написал еще один пост со ссылками на другие проекты, где можно применить себя, где есть вакансии или возможности переквалификации.
Эта ситуация показала, что уволившиеся не останутся без работы, как того хотелось бы их бывшим начальникам.
Всем миром
Другие инициативы касаются содействия в поиске работы, переобучения журналистов в IT-специалистов. Одна из IT-компаний, имеющая отношение к американской Силиконовой долине, открыла такую возможность. Есть еще Стартап-хаб Imaguru, который запустил программу солидарности для пострадавших от насилия или для тех, кто готов уйти с государственной службы и освоить новую профессию. Кроме того, здесь предлагается юридическая и психологическая помощь.
Белорусский пресс-клуб («Журналистская мастерская “Пресс-клуб”») также организует на своей базе первый в стране акселератор для технологических стартапов в медиаиндустрии.
«Мне очень нравится идея акселератора, потому что деньги заканчиваются, а работающий бизнес остается. Запускаем его осенью – где-тов сентябре-октябре», – сообщил Сергей Якупов. «Учитывая, что медийщики – неглупые люди, можно предположить, что идеи, которые сейчас могут зародиться, будут очень интересными, появятся небанальные стратегии, чтобы продолжить творческий путь», – продолжает Константин Бочарский.
По его наблюдениям, во время схожих событий в России не наблюдалось такого массового движения в поддержку журналистов.
Елена Петровская
Источник: lenizdat.ru