Мария Кантуэлл, сенатор от демократов в комитете по торговле, заявила в опубликованном во вторник докладе, что местная журналистика важна для социального здоровья общества, конкуренции и защиты демократических ценностей. Однако, в цифровую эпоху местная новостная индустрия пришла в упадок. Что связано, как с быстрым распространением новостей, так и с практикой некоторых крупнейших мировых технологических компаний, которые используют их контент, данные, клиентов и рекламодателей.
«Местные новости были захвачены несколькими крупными платформами агрегирования новостей, в первую очередь Google и Facebook, которые стали доминирующими игроками в онлайн-рекламе. (…) Триллионные компании собирают новостной контент и данные для своих собственных сайтов и используют свое доминирование на рынке, чтобы заставить местных новостников получать либо мало, либо ничего за свою интеллектуальную собственность», – говорится в докладе.
Как пишет сенатор, технологические гиганты, показывая контент издателей и пользователей, «получают миллиарды прибыли от новостного контента, созданного другими».
В период пандемии эти проблемы ещё больше усугубляются. Новостные агентства уже столкнулись со снижением доходов от печати и резким падением доходов от рекламы. В 2020 году, говорится в докладе, американские газеты сократят по меньшей мере 7’000 человек, оставив лишь 30’000 рабочих мест.
По мнению Кантуэлл, Сенат должен не только поддержать издателей, но решить проблему «недобросовестной конкуренции», с которой сталкиваются местные новостные агентства. Ведь те играют важную роль по общественному надзору за местными властями и выполняют другие важные функции.
«Мы не хотим потерять их во время цифровой трансформации», – сказала она.
Техногиганты, осознавая, что их поймали за весьма предосудительным поведением, решили откупиться подачками.
В этом месяце Google объявил, что планирует выплатить $1 млрд издателям по всему миру за их Новости в течение следующих трех лет.
Facebook заявил, что признает, что «местные новости имеют решающее значение для информированного общества», и добавил, что «выделил $400 млн. на программы и партнерские отношения с акцентом на местные новости, включая $100 млн., выделенных организациям, пострадавшим от пандемии Covid-19».
В эту среду Facebook, Твиттер и Google вызвали в Сенат, чтобы дать показания о своей деловой практике и влиянии на местную журналистику. Ведь по данным доклада, Google и Facebook контролируют 77% доходов от цифровой рекламы, ориентированной на местные рынки – то, что когда-то было основным источником доходов прессы.
По оценке экспертов, к концу 2020 года совокупный доход американских газет упадет примерно на 70% относительно уровня 2005 года, количество рабочих мест сократиться на 59%.
Первой страной, которая потребовала технологических гигантов платить за новостной контент издательств, стала Австралия. Закон о выплате роялти австралийским медиа-компаниям вступит в силу уже в этом году.
Что касается России, у нас есть свои Гуглы и доминирующие на рынке социальные сети, которые точно также агрегируют контент новостников, не платя за него журналистам и издательствам, но получая с этого доход.
Наших законодателей – депутатов и сенаторов – эта проблема пока не волнует, возможно, потому что им не нужна независимая журналистика.
Источник: www.e-vesti.ru