Станут ли газеты в Эстонии удовольствием только для "умных и богатых"

Подорожание бумаги грозит сделать чтение газет в Эстонии эксклюзивным развлечением людей не только интеллектуально развитых, но и материально обеспеченных. Своим мнением по данному поводу со Sputnik Meedia поделился издатель "КП в Северной Европе" Игорь Тетерин.

 

ТАЛЛИН, 25 ноя – Sputnik Meedia, Аллан Хантсом. Несмотря на подорожание бумаги и популярность интернет-СМИ, газеты в Эстонии по-прежнему востребованы и имеют своего массового читателя, предпочитающего качество информации ее оперативности, считает издатель и главный редактор "Комсомольской правды в Северной Европе" Игорь Тетерин.

Проходившее десятилетиями сокращение печатных изданий в Эстонии, вызванное развитием электронных медиа, повлекло за собой дефицит бумаги, вызвавший в свою очередь ее подорожание. По сообщению ERR, вкупе с подорожанием типографских услуг это станет вскоре причиной роста стоимости газет в среднем на 60-70%.

Как дела на газетном рынке Эстонии

Первой жертвой веяний нового времени в Эстонии пали местные русские газеты, некогда выходившие здесь массово и позиционировавшие себя в качестве образцов "свободы духа" в СССР.

"Советская Эстония" (ставшая позже просто "Эстонией"), "Вечерний Таллин", "Молодежь Эстонии", "Вести" и "День за днем" – теперь эти названия помнят уже лишь люди старшего поколения. В глазах людей более молодых эти издания мало чем отличаются от каких-нибудь "Эстляндских губернских ведомостей", выходивших в Ревеле (ныне Таллин) еще при "царском режиме".

Печатная пресса сегодня вообще редко где окупается, служа больше инструментом общественного влияния властей или крупных бизнес-групп, нежели коммерческим источником дохода. В независимых русских газетах ныне не заинтересованы ни те, ни другие.

Вместо них появились русскоязычные версии ведущих эстонских газет с необходимым минимумом собственной специфики, позволяющей не выглядеть им банальной калькой с переводом. Эти издания не слишком "заморачивались" аналитикой, свойственной эстонским таблоидам, зато "страдали" их пропагандистским апломбом.

Впрочем, конец пришел и им. Издатели, сравнив эффект от их работы с расходами на печать, поставили жирную точку в существовании русскоязычной эстонской прессы.

В настоящее время издавать серьезные газеты республиканского масштаба в Эстонии могут себе позволить лишь два медиа-концерна. Прочая местная печатная продукция представляет собой муниципальную либо партийную прессу.

Можно ли сделать чтение газет "модным"

Сокращение печатных изданий вызвано не только объективным развитием технического прогресса – понятно, что очередей у газетных киосков уже не будет, как и самих киосков – куда проще прочитать новость в смартфоне.

Проблема еще и в общем падении интеллектуального уровня населения – людям попросту "лень" читать, а некоторые уже даже физически неспособны на это, прикрываясь словами о том, что они якобы "визуалы" и могут воспринимать информацию лишь через движущиеся на экране картинки.

В этом случае подорожание газет может сделать их чтение уделом не только "умных", но и сравнительно "богатых" людей, которые могут позволить себе потратить несколько евро в день не только на сигареты и алкоголь, но и на интеллектуальное развлечение.

Кстати, об этом косвенно свидетельствует исчезновение бесплатных газет для "простолюдинов", некогда издававшихся массовым тиражом. В Таллине, к примеру, в прошлом месяце были закрыты обе (эстонская и русская) печатные версии газеты Linnaleht из-за падения объемов рекламы, за счет которой она существовала.

Читать газеты как в "старые добрые" времена сможет себе позволить не условный "дядя Вася" под закуску или в санузле, а лишь солидный "джентльмен" за утренним кофем или вечерним коньяком, попыхивая в кресле сигарой.

В таком случае газета в руке может стать признаком, косвенно свидетельствующим о принадлежности к интеллектуальной или финансовой элите, и даже превратиться в своеобразный модный аксессуар. Читать газеты будет "круто". Не исключено, что некоторые будут тогда держать их на виду подобно тому, как иные сейчас носят очки с простыми стеклами, чтобы казаться "умным".

Тетерин: газеты делают людей умнее, а не потакают им

Своим мнением о перспективах существования газет в Эстонии со Sputnik Meedia поделился издатель "Комсомольской правды в Северной Европе" Игорь Тетерин.

Кроме Эстонии, газета продается в Финляндии и Латвии. Еженедельное издание является газетой общего интереса и  представляет собой классический таблоид с аналитикой событий, происходивших в странах Балтии, подборкой интересных международных и российских новостей, а также с любимыми в народе телепрограммой, кроссвордами, гороскопами, анекдотами и карикатурами.

По мнению Тетерина, подорожание газет в Эстонии не поставит точку в их существовании, хотя, возможно, для некоторых из них и наступят трудные времена.

"В каком-то смысле это даже расчистит газетный рынок от излишней конкуренции – выживут в очередной раз лишь сильнейшие, дав "потомство". Простите за невольную рекламу, но для подписчиков, к примеру, нашего издания следующие полгода цена на газету останется прежней. Так что, как говорится, решайтесь", - рассказал он.

"Ну а если серьезно, то газеты никуда не исчезнут – ведь у них есть свой читатель, которому просто нравится читать "на бумаге". Ведь не пропали же книги с развитием электронных носителей литературы, хотя их и стало меньше", - провел Тетерин аналогию.

Газеты, по его словам, читают, как правило, "взрослые" и состоявшиеся в жизни люди, а не молодежь. Средний возраст читателя, к примеру, "Комсомолки", 40+. Несомненным преимуществом газет перед интернет-СМИ издатель считает качество публикуемой в них информации.

"Сегодня в интернете и соцсетях "писать" может любой. Весь вопрос лишь в том, как и о чем. А вот печатать на бумаге любую чушь нереально – слишком дорого. Так что качество публикуемых в них текстов поневоле выковывается требованиями издателя", - заметил он.

В интернете, продолжил свою мысль Тетерин, желание выдать горячую новость "с пылу, с жару" зачастую ведет к распространению непроверенной информации и даже откровенных фейков. Зато в газете, подчеркнул он, новости хоть и выходят несколько позже, но зато уже прошли своеобразную "проверку временем". Не зря ведь, напомнил он, есть пословица: "что написано пером, не вырубишь топором". "Поправку" в газетной публикации, в отличие от статьи на сайте, уже не сделаешь задним числом.

"За популярностью интернет-СМИ газетам, конечно, не угнаться. Даже самая глубокая аналитическая статья по количеству кликов, увы, неизбежно отстанет от фотографии голой, простите, задницы или кривляния в каком-нибудь Тик-Токе. Но наша сила в другом: мы стараемся подтягивать интеллектуальный уровень наших читателей, а не идти на поводу вульгарных запросов. И поверьте, люди это ценят", - заключил издатель "Северной Комсомолки".

Источник: sputnik-meedia.ee

Добавить комментарий