На фоне постоянной стагнации оптового звена рынка дистрибуции, ухода с рынка «чистых» оптовиков, низкой рентабельности, проигрыша прессой межвидовой конкуренции, сокращения числа розничных точек, связанного с исчезновением мелких частных предпринимателей, все же достаточно опасной тенденцией представляется происходящая в настоящее время быстрыми темпами концентрация капитала в распространении.
Центральная «Роспечать» приобрела второе по мощности агентство подписки и в настоящее время занимает в подписном сегменте на центральные издания более 70-80% рынка. За короткий срок (чуть более двух лет) это агентство на региональном уровне скупило несколько крупных предприятий. В начале декабря 2004 года было объявлено о продаже москвичам питерской «Роспечати», в начале 2005 года «Роспечать» приобрела московские розничные сети «Южное АП» и «Басманное АП», которые объединяют 240 розничных точек, в результате чего агентство превратилось в самую мощную в стране розничную сеть.
Кроме того, в Москве компания «ДМ-Пресс» также скупает одно за другим киосковые агентства. «АиФ», практически обладая монополией на киосковое распространение в Подмосковье, продолжает увеличивать свои розничные сети, причем не только в столице и области. Последнее его приобретение – агентство «Метропресс» в Санкт-Петербурге.
На фоне ухода с рынка мелких частных распространителей влияние концентрирующихся розничных сетей на него растет огромными темпами, при этом очевидно, что «независимые» сети будут «давить» на рынок исключительно в собственных коммерческих интересах, диктуя издателям свою волю, а сети, принадлежащие крупным издательским домам, будут еще и выдавливать конкурентов.
Кроме того, все большую силу и влияние в России набирают сети ритейлоров. С высокой долей вероятности можно ожидать, что и в этом сегменте рынка также образуются несколько крупнейших игроков, которые не только смогут влиять на издателей, но и будут постепенно вытеснять с рынка оптовых дистрибьюторов прессы.
Вместе с тем, мировая практика подсказывает очевидные пути выхода из кризиса. Прежде всего, в России давно назрел перевод отношений между издателями и распространителями на компенсационный договор. Это позволит автоматически устранить большинство из вышеперечисленных «перекосов» в системе отношений «издатель-распространитель», а с этим существенно уменьшится и число факторов системного кризиса. Система распространения станет полностью прозрачной и управляемой.
Да, при этом издатель будет тратить больше средств на распространение, и именно поэтому так тяжело сегодня внедряются агентские технологии, разработанные рядом распространительских структур. Однако ничто не дается даром, и в обмен на дополнительное финансирование издатель по агентской технологии получит прозрачную систему управления собственными тиражами, что, безусловно, приведет к их росту, росту объемов рынка в целом, а это, в свою очередь, будет способствовать увеличению и рекламного рынка.
Инвестиции издателей в систему распространения – это не прихоть или безудержная жадность компаний-дистрибьюторов, а стратегически важный шаг, необходимый, прежде всего, самим издателям для обеспечения успеха их бизнеса в ближайшем будущем. По оценкам экспертов, совокупный доход издателей сопоставим с оборотом рынка распространения в целом. Расходование этих средств издателями на развитие системы продаж нельзя назвать эффективным. Простое увеличение числа торговых точек не может привести к качественному изменению на рынке прессы. Прежде всего требуется восстановить оптовое звено дистрибуции, а для обеспечения качественно нового этапа развития розницы нужны целенаправленные инвестиции на внедрение современных IT-технологий, построение эффективной логистики, объединение баз данных и автоматизацию процессов передачи информации.
Такая глобальная перестройка, безусловно, требует больших капиталовложений. Но не менее важным представляется консолидация сознания всех игроков рынка. Авторы книги выражают надежду, что приведенные негативные примеры и положительный международный опыт сотрудничества издателей и распространителей сделают нас всех еще на один шаг ближе к разумному компромиссу. Ведь «целое» – это всегда больше, чем «часть», и поэтому, чтобы не потерять «целое», нужно этой «частью» поделиться.
Кроме того, на общеотраслевом уровне необходимо эффективно развивать процесс саморегуляции рынка. На наш взгляд, реализация этой задачи невозможна без объединения усилий соответствующих государственных структур, издателей и распространителей, а также их профессиональных объединений. Несмотря на внешнюю непопулярность мер по регулированию рынка прессы, он все же нуждается в них. Как минимум, на уровне признанных его участниками общих принципов функционирования этого рынка. Таких как: недопустимость конфронтации между ними, необходимость строить свои отношения на основе уважения интересов друг друга и равноправного делового партнерства, четкое соблюдение договорных обязательств, наличие действенных корпоративных мер воздействия на тех, кто не желает соблюдать сообща установленные правила игры, и т. д. Подобное практикуется во всем цивилизованном мире с большой пользой для издателей, распространителей и, особенно, читателей периодической печати.
В силу того, что саморегулирование в нашей стране находится еще на стадии становления, данный общественный институт зачастую пытаются подменить усилением государственного регулирования. В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки найти оптимальное для существующих условий законодательно установленное соотношение между государственным регулированием и контролем за определенными сферами профессиональной деятельности со стороны общественных институтов.
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) неоднократно заявляла, что назрела насущная необходимость коррекции действующего законодательства о СМИ с точки зрения ограничения возможностей для монополизации информационной сферы и каналов распространения периодической печати иностранным и олигархическим капиталом.
Весьма актуальным будет правовое решение, препятствующее дальнейшей конвергенции в области средств массовой информации, т.е. необходим запрет на создание олигархами «замкнутых» информационных суперхолдингов.
Полезно, на наш взгляд, законодательно закрепить, как это принято в зарубежных странах, ограничения издателям на владение фирмами по распространению периодики.
АРПП не остается в стороне от решения такой важной проблемы, как внедрение в повседневную деятельность распространителей новых современных технологий. Созданная в этих целях рабочая группа Ассоциации наметила комплекс вопросов, которые, на наш взгляд, требуют оперативного решения.
В частности, необходимо разработать программное обеспечение складского и бухгалтерского учетов распространения прессы, создать современные экспедиционные технологии, направленные на механизацию складского хозяйства, снижение доли ручного труда в работе с тиражами.
Назрела потребность типизации розничных торговых мест, создания каталогов средств экспедирования, программного управления и услуг в сфере распространения периодической печати и т.д.
Первым шагом в реализации намеченных планов стала разработка рекомендаций по унификации стандарта штрихового кода, наносимого на периодические печатные издания, имеющие фиксированный набор потребительских свойств.
Выбор темы обусловлен тем, что дальнейшее развитие продаж периодики на линии «издатель – дистрибьютор – розничный продавец» сдерживается из-за отсутствия в стране единого стандарта штрихового кодирования периодической печати. Вместе с тем именно стандартизация лежит в основе всех современных логистических схем распространения периодики, их оптимизации на принципах математического моделирования, разработки и внедрения программ по увеличению оптовых и розничных продаж прессы.
По инициативе и при непосредственном участии АРПП были разработаны «Рекомендации по штриховому кодированию периодической печатной продукции». Этот документ получил одобрение и поддержку Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН, являющейся членом Международной ассоциации EAN.
Конечно, всех проблем сразу решить нельзя. Но если ничего не делать, не искать совместных путей и эффективных механизмов реализации стоящих задач, мы вновь окажемся в условиях стагнации, кризиса взаимоотношений и доверия со стороны многомиллионной армии российских читателей, ради которых, в конце концов, и существует вся система издательства и распространения прессы в России.
В заключение хотелось бы еще раз сказать, что наша медиаотрасль не находится в пустоте или изоляции. Вокруг нас много национальных и очень интересных медиарынков. Их изучение и анализ могут помочь лучше обустроить наш собственный «медийный дом». Не нужно заново изобретать «колесо», давайте пользоваться «велосипедом».
Источник: "Курьер" N20
Д.Мартынов, А.Оськин: Тенденции развития рынка дистрибуции прессы в России
Продолжая публикацию серии материалов из недавно вышедшей на рынок книги «Дистрибуция прессы. Международный опыт и российский путь развития», авторами которой являются признанные эксперты российского рынка печатных СМИ – президент АРПП Дмитрий Мартынов и председатель правления этой организации Александр Оськин, – в этом номере «Курьер» предлагает читателям ознакомиться с главой, описывающей тенденции дальнейшего развития рынка дистрибуции России.