В 2004 году тиражи и доходы печатных СМИ выросли

После появления радио и телевидения многие скептики предрекали печатным СМИ скорую смерть. Столь же мрачные прогнозы сопутствовали развитию Интернета. Однако Тимоти Болдинг, глава Всемирной газетной ассоциации (ВГА), утверждает, что разговоры о смерти газет чересчур преувеличены. Выступая перед гостями 58-го Всемирного газетного конгресса, Болдинг сказал, что сейчас газетная индустрия переживает настоящий ренессанс: тиражи и доходы от рекламы растут, появляются новые форматы, привлекающие людей, ранее газет не читавших.

Ренессанс

Всемирный газетный конгресс, 58-й по счету, состоялся в Сеуле, столице Южной Кореи. Организатор встречи, Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers), сумела собрать 1300 делегатов - представителей ведущих печатных изданий всего мира. "Несмотря на жесткую конкуренцию с электронными СМИ, газеты не только смогли удержать позиции, но и добились роста своих доходов, - сказал глава асcоциации Тимоти Болдинг. - Благодаря новым форматам, новым подходам к подаче информации, лучшему распространению и маркетингу газеты переживают настоящее возрождение". Согласно статистике ВГА совокупный тираж газет в 2004 году достиг 395 млн. экземпляров в день, что на 21 млн. больше, чем в 1999 году. По сравнению с 2003 годом общие тиражи выросли на 2,1%. Доходы от рекламы, выросшие на 5,3% по сравнению с 2003 годом, стали самыми высокими за последние 4 года. В то же время аудитория газетных сайтов в Интернете выросла за прошлый год на 32%, а за прошедшие пять лет - на 350%.

На восток

Центр газетного производства постепенно смещается в Азию. Сегодня здесь печатаются 75 из 100 самых продаваемых в мире газет. Газетные рынки Китая (93,5 млн. экземпляров в день), Индии (78,8 млн.) и Японии (70,4 млн.) являются крупнейшими в мире. Рынки США (48,3 млн.) и Германии (22,1 млн.) по объему стоят лишь на четвертом и пятом месте. Каждый китаец ежедневно тратит в среднем 56 минут на чтение газет, в то время как поляк - лишь 15 минут.

Таблоидизация

Одной из причин успеха прессы в последние годы стала ее адаптация к новым информационным привычкам общества, которые сформированы электронными СМИ. Одной из показательных тенденций стал переход газет на более удобный для современного читателя формат таблоида. Пионером в этой области стала швейцарская газета Le Matin, в сентябре 2001 года перешедшая с привычного газетного формата А2 на малый размер листа А3. Далее началась настоящая "таблоидная революция". В 2003 году лондонская The Independent поменяла размер, за короткое время увеличив тираж на 15%. Следующей на подобный шаг осмелилась The Times. "Сопротивление новому формату оказалось намного ниже, чем мы ожидали", - говорит выпускающий редактор Джордж Брок.

Если новые The Times и The Independent ничем не отличались от своих прародительниц, то Die Welt Kompakt, которую уважаемая немецкая газета Die Welt начала выпускать в прошлом году, была уже совершенно новым продуктом. "Welt Kompakt концентрируется на новостях, тогда как сила Die Welt остается в аналитике. Малый формат создан для молодых мобильных людей, которые хотят за 30 минут ознакомиться со всей информационной картиной дня, - объясняет Ян-Эрик Петерс, редактор Die Welt. - Удивительно, но компактный размер привлек к изданию новых читателей, которые до этого газет не читали вообще". Несмотря на успех "дочки", отказываться от привычного формата Die Welt пока никто не намерен.

На сегодняшний день 36% мировых газет - таблоиды. Только за прошедший год 56 газет отказались от своего предыдущего формата, и этот процесс продолжается. В прошлом месяце The Guardian и The Wall Street Journal объявили о переходе на компактный формат. "Миф о том, что качественная пресса - это обязательно большие газеты, а формат таблоида используют лишь скандальные издания, разрушен окончательно", - утверждает Джим Чисхольм, стратегический советник ВГА.

Источник: «Газета»