Алексей ВОЛИН, президент Издательского дома Родионова:
– Прежде всего, надо научиться эффективно работать. Тогда можно преодолеть любые сложности, даже объективного характера. Мы видим, что целый ряд крупных издателей являются клиентами отечественных типографий. Значит, этому есть причины, значит, им уже сейчас выгоднее печататься в России, они нашли оптимальные для себя варианты.
На российском полиграфическом рынке есть успешно работающие предприятия, которые производят конкурентоспособную полиграфическую продукцию высокого качества. С каждым годом их становится все больше – в результате обновления оборудования. Например, сейчас на можайском полиграфическом комбинате идет реконструкция оборудования – под «глянец». Можно привести и другие примеры… Просто российский издатель, который печатается за рубежом, должен хорошо поискать на внутреннем полиграфическом рынке, а производитель – хорошо поработать.
Инна КОРОБОВА, исполнительный директор ИД «Венето»:
– Проблему конкурентоспособности российских типографий нельзя рассматривать только с точки зрения стоимости продукта. Мы в свое время ушли из финских типографий не потому, что нас не устраивали тарифы. В них качество печати было хуже, чем, скажем, в «Алмазе». Финским печатникам очень сложно объяснить, почему помада на снимке должна быть малиновая, а не красная. Они почему-то все время сводили яркие оттенки к нейтральным. Был еще такой случай: произошел технический сбой, одна полоса слетела, а, поскольку финны русского языка не знают, то при перепечатке они не смогли воссоздать заголовок, получилась абракадабра. Кроме того, финские рабочие могут неожиданно для заказчика начать забастовку… То есть, с точки зрения налаживания прочных технологических связей, конечно, лучше работать с российскими типографиями. Наши люди все-таки лучше поймут требования российского издателя и выполнят их оперативно.
Существуют для издателя и другие риски в сотрудничестве с европейскими типографиями. Наше правительство в любой момент может принять закон, повышающий таможенные пошлины, и все расчеты издателя окажутся не состоятельными. Может сломаться транспортное средство, которое доставляет тираж. Могу возникнуть и другие непредвиденные политические и производственные моменты, наносящие издателю ущерб.
В то же время у финских, польских и немецких типографий есть серьезное преимущество перед российскими – они предлагают больший выбор различных способов печати журнала. Для меня главное – не стоимость, хотя и это тоже важно, а чтобы за эту стоимость типография давала разнообразное количество и качество продукции. Скажем, не просто целлофанирование, а цветное целлофанирование, различные варианты обложек… В этом смысле наши полиграфисты отстают. Отстают именно в развитии инноваций. На конкурентном издательском рынке имеют большое значение свежие полиграфические решения. Нельзя все связывать с ценой, иначе лучше печататься в Китае.
Евгений ЗМИЕВЕЦ, глава издательской группы «Парлан»:
– Мне нужно качество печати, которого до сих пор не смогли предложить в России. Только одна отечественная типография, «Алмаз», соответствует нашим требованиям, но мы там не печатаемся по одной причине – у них слишком много бумаги уходит в макулатуру, прежде чем мы совместными усилиями добиваемся необходимого полиграфического эффекта. По-другому не получается, и им это экономически не выгодно. Мы же в итоге выбрали шведскую типографию, поскольку даже с учетом транспортировки тиража нам сотрудничество с ними обходится дешевле, чем с российскими предприятиями.
С точки зрения издателя, я не вижу в этом проблемы. Если мы печатаемся на Западе, значит, отечественные полиграфисты должны постараться составить конкуренцию шведам и финнам. С другой стороны, нельзя не признать очевидные трудности нашей полиграфической индустрии. Они связаны с устаревшим оборудованием, необоснованно высокими пошлинами на импорт бумаги, краски, того же оборудования. Но если эти проблемы решатся, то при равном качестве печати, при одинаковых финансовых условиях я, конечно, предпочту российскую типографию. В работе с отечественным предприятием есть одно несомненное преимущество: сокращение производственного цикла, не надо много времени тратить на транспортировку. А издателю всегда лучше иметь еще несколько дней для сбора рекламы, совершенствования номера.
Источник: "Курьер" N 21