Способы маркетинговых исследований СМИ в условиях дефицита бюджета

О методах проведения исследований аудитории силами редакции. Зачем газетам исследования? 
Маркетинговые исследования требуют тщательной методологической подготовки, больших затрат времени и финансов. Но без исследований рынка газетам трудно сохранить финансовую и идеологическую независимость.

Приобретая или заказывая исследование, важно получить от исполнителя ответы на следующие вопросы:

– Характеристика методов сбора информации. Аргументы в пользу выбранной методики и бланки опросников.

– Характеристика выборки исследования (объем, способ планирования), реперезентативность выборки (рассчитанная статистическая погрешность).

– Качество исходной статистической информации (социально-демографические характеристики генеральной совокупности) – год и источник.

– Методы проверки качества собранной информации (работы интервьюеров, правильности заполнения анкет, соблюдения параметров выборки).

– Сроки проведения исследования.

– Возможность получения «сырых» анкет.

– Форма обращения к респондентам (указание цели исследования, представление исполнителя и заказчика исследования).

Согласованный и утвержденный текст технического задания на проведение исследования – это основа договорных отношений, конструктивного и эффективного сотрудничества с исследователями.

И все-таки стоимость таких исследований чаще всего слишком высока для изданий, существующих в жестких реалиях строгой экономии. Значит, нужно стремиться проводить исследования своими силами. И кому, как не СМИ, использовать свои же методы поиска информации, привлекая для этого сотрудников, читателей, рекламодателей – по сути, заинтересованные стороны, трансформируя результаты локальных исследований в действенные инструменты успешного позиционирования?

Какими могут быть исследования?

Из чего состоит исследование?

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников информации.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранной информации.

5. Результат.

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

На этом первом этапе важно четко определить проблему и согласовать цели исследований. Хорошо определенная проблема – это уже полпути к ее решению.

Какие бывают цели?

– поисковые (предусматривающие сбор предварительных данных, проливающие свет на проблему или помогающие выработать гипотезу);

– описательные (описание определенных явлений, числовое выражение);

– экспериментальные (предусматривающие проверку гипотезы).

2. Отбор источников информации. На этом этапе необходимо определить вид информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Бывают первичные и вторичные данные.

3. Сбор информации. Это самый затратный этап, и именно на нем возможно возникновение самого большого числа ошибок.

Проблемы при опросах:

– сложность повторных контактов с респондентами;

– отказ от участия в опросе;

– ответы неискренние или с пристрастием;

– неискренность или пристрастность самого ведущего.

При проведении экспериментов необходимо следить за соответствием друг другу экспериментальных и контрольных групп, не оказывать на участников влияния своим присутствием, давать единообразные инструкции.

4. Анализ собранной информации. На этом этапе важно извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты. Исследователь сводит полученные данные в таблицы, матрицы, рассчитывает такие показатели, как частотность, средние уровни, степень рассеяния и проч. Затем производится обработка данных для получения дополнительных сведений с помощью статистических методик и моделей принятия решений, а также других методов, применяемых в системе анализа маркетинговой информации.

5. Результат. Важно, чтобы результаты исследований не были запутанными и сложными. Результаты должны представлять собой реальный инструмент деятельности.

Какие ошибки возможны при проведении собственных исследований?

– слабое знание методов исследований;

– неумение планировать исследования;

– сбор лишней информации;

– непомерно высокие издержки;

– неточно сформулированные проблемы и цели исследования;

– неверный отбор источников информации;

– погрешности выборки (той части социальных объектов, которая представляет

исследуемый объект в целом);

– неверный сбор информации;

– неверный анализ, интерпретация собранной информации;

– неумение применить на практике полученные результаты.

Какие области исследований наиболее важны для укрепления «обороноспособности» СМИ?

– читательская аудитория;

– содержание;

– рекламный рынок;

– распространение;

– конкуренты;

– рейтинг.

Какие способы диагностики и исследований могут применяться самими СМИ?

– SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weakness – слабые стороны, Opportunities – благоприятные возможности, Threats – угрозы);

– пентаграмма Гингера;

– «мозговой штурм»;

– опросы (устные, письменные, телефонные, уличные опросы, интервью);

– фокус-группы;

– анкетирование;

– контент-анализ;

– круглые столы;

– дискуссии;

– конкурсы и лотереи;

– подписной купон;

– телефонное голосование (вопрос дня или недели);

– встречи с читателями;

– конкурсы;

– презентации;

– фестивали;

– обед редактора с рекламодателями;

– письма читателей;

– «горячая линия»;

- голосование;

– web-сайт (обратная связь, чат, конференции).

Опросы

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого.

Формы массовых опросов:

– кратковременный опрос (короткая анкета);

– дневниковый метод (длительный опрос постоянной группы респондентов);

– опрос AD HOC – краткий бланковый опрос из закрытых вопросов в момент покупки (например, газеты в киоске);

– интервью (телефонное, очное, стандартизированное или нестандартизированное, глубинное или «открытое»).

Взаимодействие является основным параметром, характеризующим сущность метода. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, что сказывается на результатах исследования. Отсюда основная задача исследователя – обеспечение высокого качества полученной информации.

Для получения надежной информации требуется поддерживать постоянными как можно больше условий сбора информации (место и обстановка опроса, порядок и формулировка вопросов и ответов, а также все воздействия интервьюера на респондентов). Для получения достоверной информации необходимо, чтобы респондент воспринял нужную информацию, правильно ее понял, смог вспомнить, если нужно, о событиях прошлого, выбрал адекватный ответ на поставленный вопрос, смог выразить в словах свой ответ, хотел бы искренне отвечать на вопросы.

Опросы состоят из нескольких фаз:

1. Адаптация (разведка, разминка, зондаж, установление контакта). Обращение. Гарантии анонимности. Контактные вопросы.

2. Основная часть – достижение поставленной цели (содержательные вопросы различных типов, функционально-психологические вопросы).

3. Завершение опроса – выход из контакта, завершение интервью (функционально-психологические вопросы).

Любой опрос предполагает личный контакт респондента и интервьюера. Вот почему важно перед началом работы провести обучение интервьюеров. Также требуются надежные гарантии анонимности участия.

В практике СМИ опросы могут применяться для сбора информации о читательских предпочтениях, о мнениях читателей о том или ином факте, о конкурентах, о пожеланиях рекламодателей и проч.

Фокус-группы

Наиболее универсальный метод локальных исследований – фокус-группы. Эти исследования подчас дают сенсационные результаты.

Focus group interview – целевой опрос группы. Метод опроса неструктурированной группы, в которой от 8 до 12 человек под руководством опытного модератора обсуждают конкретное понятие, продукт или человека. Под управлением опытного руководителя группа вырабатывает идеи и предлагает мнения относительно реакции и восприятия потребителей. Опрос целевой группы требует большого опыта со стороны руководителя, который предлагает тему дискуссии и стимулирует группу к ее обсуждению. Группы составляются из текущих и потенциальных потребителей продукции обоего пола и всех возрастов.

Ведущий – профессиональный модератор, имеет подготовку в сфере тренинга или медиации. Время проведения – два-четыре часа. Условия проведения – помещение площадью не менее 25 кв.м., круглый стол, стулья по числу участников, отсутствие наблюдателей (или одностороннее зеркало). Технические средства – диктофон или видеокамера с последующим стенографированием и расшифровкой. Обязательна оплата для участников или поощрение.

Основные этапы (виды) работ по подготовке и анализу материалов фокус-группы:

1. Характеристика целевых групп и метода отбора участников. Определяется на основе данных количественных исследований и/или соответствует первичным гипотезам, формулируемым сотрудниками тех или иных подразделений редакции в зависимости от целей.

2. Топик-гайд – перечень основных тем опроса – составляется исследователем в процессе диалога с издателем (редакцией). Порядок и формулировка вопросов детерминированы гипотезой исследования.

3. Следует избегать привлечения сотрудников редакции в качестве модератора и участников, поскольку они не могут беспристрастно реагировать на возможную критику. Зачастую даже в качестве наблюдателей сотрудники могут вносить помехи в работу фокус-группы. Хотя бывают и исключения.

4. Немаловажный аспект проведения фокус-группы – письменные и наглядные материалы, а также создание комфортной обстановки, с кофе-паузами.

5. По окончанию работы модератор составляет отчет с описанием впечатлений о проведенной фокус-группе. Отчет модератора не подразумевает сравнений, сопоставлений и обоснованных выводов о степени выраженности мнений.

Отчет о проведении фокус-групп – это аналитический отчет исследователя, основывающийся на анализе текстов высказываний участников с конкретными примерами, подтверждающими корректность и справедливость сделанных выводов. Структура отчета определяется техническим заданием, топиком и гипотезами исследования. Отчет включает сопоставление мнений участников различных социально-демографических категорий. Отчет может включать контент-анализ высказываний. Важно обратить внимание на нетипичные высказывания.

Анкетирование

Анкета – самое распространенное орудие для получения первичных данных. Анкета – инструмент гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В ходе разработки анкеты важно произвести отбор вопросов, выбрать их форму, формулировки и последовательность.

Возможные ошибки анкеты:

1. Ошибки интерпретации (неоднозначная интерпретация формулировки вопросов анкеты).

2. Ошибки мотивации (формулировки, уменьшающие мотивацию респондента).

3. Ошибки информированности (неправильная оценка информированности респондентов об интересующих исследователя объектах или наличие у респондентов мнений и установок в отношении объекта).

В практике СМИ этот метод может применяться для выявления интересов читателей и рекламодателей, для планирования изменений редакционного содержания и графической концепции, для оптимизации распространения и проч.

Отделу информации, сотрудникам редакции и рекламного отдела следует также обращать внимание на публикуемые в других СМИ результаты исследований, уметь находить другие источники информации, не пренебрегая даже слухами, правда, подвергая уже полученную подобную информацию проверке и анализу.

Маргарита РЕВЗИНА, консультант по медиабизнесу Межрегионального института медиаконсалтинга

Источник: "Курьер" N 21