- Зачем вообще сегодня нужна почта, когда есть телекоммуникации?
- Россия - огромная неравномерно населенная страна с множеством труднодоступных регионов. В этих условиях "Почта России" - это уникальная структура, которая охватывает своими услугами 99% территории. Сегодня почтовая связь в России остается единственным общедоступным механизмом адресного общения граждан. Если хотите, можно копнуть и глубже: это один из факторов политической целостности и информационного единства России.
- Что собой представляет этот фактор?
- "Почта России" - одно из 50 крупнейших предприятий страны, имеет наиболее разветвленную сеть в 40 тыс. почтовых отделений. До сих пор в России есть множество мест, где никакой инфраструктуры, кроме почты, нет. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1 млрд писем, 3 млрд печатных изданий, 13 млн посылок и 70 млн денежных переводов.
- Впечатляет. Однако каждый из нас, выходя из дома, не может не замечать, что в почтовых ящиках все меньше писем и газет и все больше рекламы. Какие перспективы вы видите перед почтой?
- Сегодняшние почтовые услуги - это ускоренная почта, экспресс-почта, курьерская доставка на условиях от двери до двери, с возможностью для клиентов следить за следованием отправления через интернет. Согласен, это то поле, где почта сейчас недорабатывает. Кроме того, мы получаем доходы от финансовых услуг. Архаичный путь, когда информация о почтовом переводе идет в бумажном виде по почтовому каналу, удорожает услугу и увеличивает время прохождения. Электронные денежные переводы лишены этих проблем, а учитывая, что почтовая сеть шире филиальной сети любого банка, включая и Сбербанк, то это одна из наиболее перспективных услуг.
Есть и такое направление, как быстрая логистика - нашим транспортом через наши сортировки с использованием наших складов. Примером развития этих услуг могут служить почты Финляндии и Эстонии, которые предлагают услугу Just in Time (вовремя) для промышленных предприятий. Последним не нужно содержать огромный склад запчастей для производства: по договору почта обеспечивает срочную доставку определенной запчасти с центрального склада прямо на завод.
Стратегические направления - прямая почтовая реклама и посылочная торговля. Мировая тенденция: объем частной переписки падает, ее вытесняют электронная почта, факсимильные сообщения, SMS, поэтому в некоторых странах прямая почтовая реклама составляет до 90% всей почтовой корреспонденции. Сейчас правительство утвердило типовой договор почтовой администрации России с зарубежными коллегами по обмену сгруппированными отправлениями "Консигнация". Он дает упрощенные таможенные процедуры и возможность быстро получать заказ по каталогу из любой страны, с которой будет подписано подобное соглашение.
- Если говорить о модернизации почты, какие конкретные современные решения, в том числе технологические и управленческие, предполагается внедрять на "Почте России"? Что уже было сделано в рамках модернизации?
- Давайте по пунктам. Во-первых, внедрены единые учетные принципы бухгалтерского, налогового и управленческого учета для всей отрасли. Расчет и сбор федеральных налогов производится для всего предприятия в целом в установленные законодательством сроки, невзирая на географический масштаб предприятия. Во-вторых, внедрена система бюджетирования, которая позволила осуществлять краткосрочное планирование, регулировать размер расходов и анализировать динамику основных финансовых показателей. В-третьих, налажен контроль над переводными операциями, который позволил вывести из кризиса неплатежей систему денежных переводов. В-четвертых, в 2004 году начался первый этап аттестации руководящих кадров руководителей филиалов ФГУП "Почта России". За прошедший период аттестованы 42 руководителя филиала (из них не прошли аттестацию 3, назначена переаттестация 8). В 2005 году начата аттестация работников среднего звена. Ну и наконец, в ближайшее время активно будут продвигаться услуги интернет-телефонии и дистанционного образования, а также внедряться новые: автоматизированная система "Прямая адресная рассылка", автоматизированная система "Гибридная почта", автоматизированная система "Товары - почтой" и электронная торговля.
- Чей опыт вы используете? - При функциональном выделении основных видов деятельности мы использовали опыт Deutsche Post и группы TPG (почты Нидерландов). В части, касающейся финансовых услуг и вопросов почтового банка, успешным примером являлась почтовая служба Японии. На следующих этапах, безусловно, будем брать пример с Китая. Сейчас почта Китая существует в виде акционерной компании, полностью под контролем государства, но она собирается разместить на фондовом рынке 30% своих акций. Для нас такой опыт ценен. - Другими словами, вы видите перспективу в приватизации почты?
- Когда наша почта будет капитализирована, станет нормально работающим предприятием, лишь тогда государство может принимать решение о выводе части акционерного капитала на фондовый рынок. Но в любом случае контроль должен оставаться за государством, это принципиальная позиция.
- Известно, что ФАС обвиняет "Почту России" в монополизме. Чем это грозит почте? Каковы почтовые контраргументы?
- Давайте начнем с того, как реформируется рынок подписки. Со второго полугодия 2004 года "Почтой России" была осуществлена полная централизация договорных отношений со всеми существующими подписными агентствами, начат проект по консолидации местной прессы, которая уже проведена в 47 филиалах (57% по отрасли). Поэтапная систематизация услуги позволит с 2006 года внедрить единую систему тарифообразования на подписные услуги.
Сегодня на рынке подписки работают 11 агентств. И наша цель - развитие механизмов рыночной конкуренции в целях снижения цен на подписку и увеличения подписных тиражей. Цель оппонентов - не дать изменить старую, экономически невыгодную систему подписки, сохранившуюся еще со времен СССР. Она позволяет им скрывать реальные подписные тиражи, уходить от налогов и завышать цены. И, говоря о монополизме, нельзя не добавить, что, по оценкам экспертов, именно ОАО "Агентство "Роспечать"" и ЗАО "Агентство подписки и розницы", принадлежащие одному владельцу, контролируют сегодня около 70% сегмента подписки.
Источник: «Коммерсантъ», 03.06.2005