- Комиссия Совета федерации по информационной политике не первый раз рассматривает проблемы российской почты. Почему?
- Комиссия второй раз вернулась к обсуждению вопроса не только о работе "Почты России", но и в целом о системе распространения и подписки газет и журналов как важнейшем социальном институте. Это особенно значимо и для укрепления единого информационного пространства страны, и в интересах социальной защиты населения. Одно дело - Москва, Петербург, столицы субъектов федерации, где богат выбор газет и журналов. Другое - поселки и деревни. Там почта для людей - это и связь с большим миром. Члены Совета федерации как "палаты регионов" еще раз обратили внимание руководителей "Почты России" на необходимость обеспечить одно из важнейших прав человека - иметь гарантированный доступ к информации. Это значимее и выше сиюминутной выгоды.
Конечно, экономика почты - это фундамент, на котором зиждется успех на рынке. Но для государственного унитарного предприятия вряд ли прилично заниматься продажей стиральных порошков или даже "надежных и недорогих" гробов (как почтовое предприятие на Урале), часто в ущерб такому "невыгодному" товару, как газеты и журналы, конверты и марки.
- Но ведь деятельность почты должна окупаться? Сейчас государственная почта практически не получает субсидий и дотаций из бюджета, как это происходит во многих странах.
- Почта вполне может работать с прибылью. Нужно найти оптимальные рыночные механизмы развития почтового дела в стране. Ради этого палата регионов как раз и призывает к совместному анализу ситуации, прежде всего в субъектах федерации. Деятельность почты должна быть прозрачной и понятной (естественно, в рамках принципа сохранения коммерческой тайны). Мы поддерживаем позицию руководства Мининформсвязи: государственная "Почта России" должна во всем соответствовать своему статусу. И уровнем менеджмента, и формой, которую носит почтальон, и его материальной обеспеченностью, да и интерьерами почтовых залов. Этот "сквозной стиль" нужен гражданам. Если в условиях конкурентной борьбы, необходимости получения прибыли и привлечения инвестиций усилия госпочты и всех, кто работает в этом сегменте информационного рынка, будут направлены на реальное обеспечение права на информацию, в том числе на подписку, то будет результат, который заметят и поддержат миллионы людей. Скоро будет завершена работа над проектом закона "О почтовой связи". Должны быть регламентированы и принципиальные вопросы, и такие, казалось бы, "мелочные", как, например, выбор балансодержателя наших с вами почтовых ящиков. Мы ведь не хотим, чтобы наша корреспонденция ложилась в ободранный, полусгоревший почтовый ящик без замка. Почтовый ящик - это конечный пункт информационного конвейера. И "Почта России" сегодня готова - нас заверили в этом - взять на баланс почтовые ящики и обеспечить их надлежащее состояние.
- Вернемся от ящиков к рынку подписки и распространения газет и журналов. Обоснованы ли обвинения в монополизме, предъявляемые к "Почте России" региональными изданиями?
- На наш взгляд, ряд предпринятых Межрегиональным агентством подписки и некоторыми управлениями федеральной почтовой связи в регионах бизнес-шагов в борьбе за подписчика не выдерживают критики. Но комиссия по информационной политике собралась не для того, чтобы "высечь" одного из игроков на этом рынке. Это было бы нечестно. Продолжается процесс формирования этого специфического рынка. Но, уважаемые участники, конкурируйте в рамках законодательства, в том числе антимонопольного, но не препятствуйте, а содействуйте желанию миллионов людей подписаться на любимый журнал или газету. Не должна доставка газеты быть в разы дороже стоимости самого издания. Многим не просто найти тысячу, а то и тысячи рублей для годовой подписки на столичный журнал или областную газету. Они вынуждены отказываться от этого в пользу бытовых трат.
- Как улучшить ситуацию?
- Пока мы не получили от участников рынка серьезных предложений, касающихся систем льготирования, гибких схем работы с клиентами. Но мы договорились о создании рабочей группы с участием представителей Совета федерации, Министерства информационных технологий и связи, Федерального агентства по печати и средствам массовых коммуникаций, авторитетных экспертов, представляющих в том числе и профессиональные организации. Конкретные предложения будут подготовлены до парламентских каникул. Еще раз подчеркну: на рынке мы должны получить доступную и надежную услугу для миллионов людей, а не разговоры о том, что растут тарифы, что подписаться трудно, что у почты большие издержки и т. д.
- Без серьезных госдотаций с вытекающим из этого регулированием тарифов не обойтись?
- А может быть, проще оптимизировать расходы и добиться их прозрачности? Конечно, не влезая в систему борьбы за прибыль и не нарушая коммерческую тайну участников рынка. Конфигурация этого рынка должна привлекать, а не отталкивать массового потребителя.
Источник: «Коммерсантъ», 03.06.2005