Подписчик не беззащитен!

Говорили, телевидение нанесет смертельный удар периодическим изданиям. Теперь то же самое можно услышать об Интернете. Все это, как оказалось, враки: газеты и журналы по-прежнему в чести у россиян.

Конечно, жизнь ныне нелегкая, поэтому редко кто в состоянии подписаться на несколько изданий. Однако работники УФПС Саратовской области уже не первое полугодие, подведя итоги очередной подписной кампании, регистрируют пусть небольшой, но все же рост числа квитанций, выданных нашим землякам на газеты и журналы. На 1 января с.г., например, на территории региона разовый тираж газет достиг 550 тысяч экземпляров, а журналов - 72 тысяч.

Не так мало... Естественно, каждый гражданин желает получать любимое издание в срок и на задержки с доставкой реагирует резко отрицательно. А как иначе: ведь он заплатил денежки за несколько месяцев вперед, тем самым авансируя и редакции, и почтовиков. Значит, вправе рассчитывать на соблюдение заключенного им договора подписки.

Но договор этот исполняется по разным причинам не всегда, о чем свидетельствуют звонки и письма в "СВ". В минувшую субботу мы, например, рассказали об истории с нашей читательницей Ларисой Александровной, которая по вине работника отделения связи, неправильно оформившего подписку, не получала в мае нашу газету и была вынуждена приобретать ее в киоске.

А несут ли в таких случаях ответственность почтовики? Доводим до сведения всех наших читателей: несут, и вы вправе предъявить им претензии, требуя выплаты неустойки.

Для Ларисы Александровны и тех, кто окажется в подобной ситуации, сообщаем, что в "Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке" есть параграф, предусматривающий, в частности, право подписчика, не получившего экземпляр газеты или журнала вообще или получившего его "с нарушением срока доставки", потребовать "возмещения своих расходов" на приобретение данного экземпляра (экземпляров) у другого лица или "возврата цены подписки неполученного экземпляра". Более того, гражданин в данном случае даже вправе "расторгнуть договор подписки".

В упомянутых Правилах есть и другие параграфы, которые отстаивают интересы подписчиков. Например, мы с вами, дорогие читатели, при получении экземпляра периодического издания с полиграфическим браком, или потерявшего товарный вид, имеем право по своему выбору потребовать уменьшить его цену или заменить данный экземпляр (причем, и на экземпляр другого периодического издания). Вправе мы также и в этом случае получить возмещение расходов на приобретение нормального экземпляра вместо бракованного "у другого лица".

Отметим, что предусмотрен солидный срок для обнаружения недостатков полученного экземпляра - "в пределах 2 лет с даты его передачи подписчику, если более длительные сроки не установлены законом или договором". А вот заменить бракованный экземпляр нам должны в течение 7 дней или (при отсутствии нужного номера) - в течение месяца. Возвратить же расходы подписчика, согласно Правилам, обязаны за 10 дней. При нарушении сроков замены экземпляра и возврата денег предусмотрена неустойка "в размере 1 процента цены подписки" за каждый день.

С этими правилами можно познакомиться в любом почтовом отделении, но саратовцы явно не торопятся с их помощью отстаивать свои права. Во всяком случае, в отделе распространения печати УФПС Саратовской области таких примеров не припомнили.

Справедливости ради отметим, что задержки происходят и по вине издательств.

-Они вызывают, - говорит начальник отдела Галина Миронова, - сбой в работе экспедиционного подразделения. Автомашины в срок не отправляются по четко расписанным маршрутам, графики нарушаются. Ну, а при значительном опоздании выхода печатного издания оно порой доставляется подписчикам на второй или даже третий день.

В доказательство сказанного Галина Григорьевна показала недавнее письмо, направленное директору ФГУП "Издательство "Слово". Начиналось оно так: "В последнее время участились случаи выхода газет из печати с нарушением графика..." За период с 1 по 14 апреля с.г. почтовики насчитали 51 такой случай только по семи наименованиям газет! Задержки порой превышали 4 часа.

Заканчивалось же упомянутое письмо просьбой "безотлагательно принять меры к выполнению... графика печати газет". Хочется верить, что они будут приняты, тем более, что справедливые требования подписчика, как явствует из Правил, касаются не только распространителей, но и издателей (см. параграф N21).

В заключение последняя цитата из данных Правил: "Требования подписчика подлежат обязательной регистрации в пункте приема подписки". Так будем же помнить, что мы не беззащитны!

Источник: «Саратовские вести»