По оценкам J'son & Partners, на конец 2003 года всего 84 российских ресторана были оборудованы Wi-Fi. Сейчас их уже 245, причем 61% пришелся на Москву. Для сравнения - в Чикаго заведений с Wi-Fi около 11 тыс. J'son & Partners прогнозирует резкое увеличение количества ресторанов с Wi-Fi - до 550-650 - уже в течение этого года. Провайдеры отмечают несколько плюсов в размещении хот-спотов (точек доступа к Wi-Fi) в ресторанах. Например, в предложении крупнейшего Wi-Fi-оператора Tascom говорится, что услуга "позволяет привлечь высокодоходную аудиторию и увеличить сумму счета". Помимо этого ресторан получает рекламу в спецпроекте "Яндекс. WiFi" (совместная акция операторов этой услуги и портала), а также доступ к интернету для собственных нужд. Расценки у всех провайдеров приблизительно одинаковы: подключение обходится в $500, ежемесячная абонентская плата в $150.
Для рестораторов предоставление услуг Wi-Fi - в первую очередь имиджевый ход. "На этом мы не зарабатываем, ведь услуга в наших ресторанах бесплатна",- говорит PR-директор "Ростик Групп" Валерия Силина . Wi-Fi оборудованы точки "Il Патио", T.G.I. Friday's и "АмБар". Число потребителей Wi-Fi пока невелико. По оценке Валерии Силиной из "Ростик Ресторантс", Wi-Fi пользуются всего 5% посетителей оборудованных хот-спотами ресторанов.
Управляющий ресторана "Bookафе" Сергей Робков оценивает количество любителей халявы примерно в 10% от всех пользователей Wi-Fi. Впрочем, менеджера это не огорчает: "Прибыли они не приносят, зато могут рассказать знакомым об услуге и о нашем кафе".
Другие рестораторы, в частности управляющий сети пивных ресторанов "5 оборотов" Дмитрий Разумовский, напротив, из-за непопулярности услуги планируют и вовсе отказаться от Wi-Fi. "Мы на этом не зарабатываем, услугой пользуются не больше 10 человек в месяц. В год мы тратим на Wi-Fi $1500-2000, рациональнее тратить эти деньги на другие вещи - например, продвижение",- говорит Разумовский.
Некоторые эксперты оценивают потенциальные потери рестораторов выше чем $150 ежемесячно. По их мнению, заведения могут недополучить серьезные деньги - так как число любителей пользоваться интернетом бесплатно и в неограниченном количестве увеличивается. "Рестораны недополучают на проходимости, люди берут чашку кофе и по несколько часов сидят с ноутбуками. На таких клиентах заведение могут недополучать $50-70 тыс. в год без учета затрат на установку Wi-Fi",- считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
Провайдеры пытаются бороться с халявщиками с помощью специальных программ. "Если посетитель будет качать фильм, то есть сразу запросит большой файл, провайдер автоматически сокращает скорость передачи в десятки раз, поэтому записывать подобный файл придется неделю",- рассказали "Бизнесу" в Tascom.
Пока многие рестораторы по-прежнему осторожно относятся к внедрению Wi-Fi. "У нас дорогие рестораны. Люди приходят отдыхать, общаться с друзьями, но уж точно не работать",- считает замруководителя группы "Столичные рестораны" Алексей Травницкий. Эксперты рынка уверены, что Wi-Fi может прижиться в России, только если рестораторы пересмотрят свой подход к этой услуге. "Возможно, стоит днем использовать Wi-Fi, а вечером либо отказываться либо делать эту услугу платной",- отмечает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. А успешным заведениям, по его мнению, Wi-Fi вовсе не нужен - потребители интернета будут попросту занимать место.
Стандарт беспроводной связи Wireless Fidelity (Wi-Fi) разработан в 1997 году. Эта технология является аналогом сетевого доступа к интернету без использования проводов. Получить доступ к Сети может любой обладатель мобильного компьютера (ноутбука или КПК). Во всем мире сейчас около 110 тыс. хот-спотов. По прогнозам аналитической компании IDC, в этом году их количество превысит 118 тыс., а объем рынка Wi-Fi-услуг к 2007 году достигнет $1,6 млрд.
Источник: газета "Бизнес"