В последнее время рынок отечественной подписки сотрясают корпоративные конфликты. Дело доходит до судебных разбирательств, на которых то и дело говорят о нечестной конкурентной борьбе и росте монопольных настроений. Что происходит на самом деле? И страдают ли от этих конфликтов российские подписчики? Эти вопросы мы задали заместителю руководителя Федерального агентства связи Антону Щеголихину.
- Антон Анатольевич, рынок взволнован реформами, которые проводит ФГУП "Почта России". В чем дело? Действия подведомственного Россвязи предприятия не встречают понимания у появившихся конкурентов?
- Большинство подписных агентств и издателей согласны с преобразованиями, которые "Почта России" проводит в полном соответствии с Концепцией развития рынка услуг почтовой связи и Концепцией реструктуризации ФГУП, одобренными правительством РФ. Основная цель этих преобразований - развитие на рынке подписки механизмов рыночной конкуренции в целях снижения цен на подписку и увеличения подписных тиражей. Что касается оппонентов "Почты России", то они, на наш взгляд, преследуют несколько иные цели. Им выгодно оставить в неприкосновенности старую,непрозрачную и, в общем-то, экономически невыгодную систему подписки, сохранившуюся еще со времен СССР. При такой системе легче использовать различные схемы для завышения цен, уходить от налогов и увеличивать за наш счет свою долю на рынке. Некоторые подписные агентства продолжают жить в духе советской "Союзпечати", полагая при этом, что почта, как будто они ее приватизировали, обязана работать по их правилам.
- Но ведь именно "Почте России" предъявляют обвинения в нарушении антимонопольного законодательства...
- Мы сожалеем, что антимонопольные органы оказались втянутыми в разбирательства между несколькими субъектами рынка. Что же касается монополии, то, мне кажется, истинных монополистов искать надо не на Варшавке, 37, во ФГУП "Почта России", а на другом конце Москвы.
"Почта России" является всего лишь подрядчиком подписных агентств, в том числе Агентства подписки и розницы, ЗАО "Роспечать", которые как раз и занимают, по оценкам экспертов, больше 60% рынка подписки и больше 70% рынка розничного распространения. Цифры говорят сами за себя.
- Однако в СМИ появлялись материалы о том, что именно Агентство подписки и розницы недовольно принципами работы "Почты России" с подписными каталогами.
- В идеале, в каждом почтовом отделении должен быть один единый подписной каталог. В пользу такого решения говорит и успешный зарубежный опыт. Сегодня в отделениях "Почты России" можно найти три каталога: каталог агентства "Роспечать", каталог Российской прессы "Почта России" и "Объединенный каталог. Пресса России. Газеты и журналы". Агентство подписки и розницы пытается заставить "Почту России" распространять и свою версию "Объединенного каталога", которая заранее не была ни с кем согласована и не зарегистрирована должным образом в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Издание четвертого каталога нецелесообразно, поскольку еще больше усложнит задачу подписчикам. Кроме того, ни де-юре, ни де-факто АПР не может заставить "Почту России" действовать под диктовку, ссылаясь на мнимый монополизм предприятия. В действующем российском законодательстве таких статей нет. Кроме того, надо учитывать, что рынок распространения печатной продукции весьма вариативен. Российское монопольное законодательство не относит его к сфере естественных монополий. Есть розница, есть прямая рассылка и другие механизмы распространения. Даже в работе с подписчиками существуют различные способы работы с клиентами. Например, Интернет. Позиция Федерального агентства связи и ФГУП "Почта России" находит понимание в федеральных органах законодательной власти. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации неоднократно выступали в нашу поддержку.
Кстати, "Почта России" предложила выход из сложившейся ситуации. Чтобы многие периодические издания не исчезли из подписной кампании на II полугодие 2005 года, почтовики готовы издать дополнения код-ному из существующих легальных подписных каталогов и в кратчайшие сроки распространить их по всем почтовым отделениям. Кроме того, они готовы продлить срок подписки по данному дополнению и оповестить об этом подписчиков.
- Но не выдают ли такие действия стремление "Почты России" держать рынок под контролем?
- Ни в коем случае. В них прослеживается только желание не оставить подписчиков без традиционных изданий. Ведь "Почта России" перестала выступать на рынке подписки как подписное агентство, она осуществляет только экспедирование и доставку прессы. При этом услуги по формированию и изданию подписных каталогов, взаимодействию с издателями, проведению маркетинговых исследований и подписных кампаний выполняются специализированными участниками рынка - подписными агентствами. И тем более странно, что ни Агентству подписки и розницы, ни ЗАО "Роспечать" не пришла в голову идея совместно и под эгидой "Почты России" учредить единый федеральный каталог. Эта идея появилась у рыночного "новичка" - Межрегионального агентства подписки, которую оно совместно с "Почтой России" с успехом реализует.
- То есть сегодня подписка - главная профильная услуга, которую осуществляет "Почта России"?
- У почты три традиционных вида услуг: доставка письменной корреспонденции и посылок,пенсий и других денежных выплат, распространение и доставка печатных изданий по подписке. Все эти услуги одинаково важны как для почты, так и для страны в целом, потому что только "Почта России" обладает разветвленной сетью филиалов, которые позволяют доставлять письма, пенсии и газеты в самые труднодоступные регионы России.
Любой частный оператор выбирает самые привлекательные для работы сегменты рынка. У "Почты России" такого выбора нет. И возмещение убытков в одном сегменте идет за счет прибыли в другом путем перекрестного субсидирования. В этих условиях просто абсурдно требовать от "Почты России" еще более усложнять ситуацию, например, на рынке подписки. Поэтому мы готовы и будем защищать право "Почты России" развиваться как экономически успешное предприятие.
Источник: «Новые Известия»