Можно ведь много рассуждать о разных интересных и перспективных технологиях бизнеса онлайн, высокой эффективности контакта с целевой аудиторией и т. д. и т. п. В нашем случае вопрос в том, что это за аудитория. О рунете традиционно говорят, что там в основном молодые люди, с высшим образованием, прилично зарабатывающие. Неплохая, в общем, целевая аудитория. Но это так, в среднем «по больнице». И МАСМИ в очередной раз подтверждает: на графиках пункты «возраст 25–34» и «образование - высшее» высятся эверестами на фоне всех прочих вариантов ответов. Но при этом, по сравнению с предыдущими годами, процент 25–34-летних и получивших высшее образование немного уменьшился. В свою очередь стало больше людей от 45 до 64 лет, а по части образования прибавилось людей с незаконченным высшим (25%) и ученой степенью (4,5%).
То есть идет правильный и нормальный процесс более полного представления различных групп людей в интернете, который в идеале должен привести через несколько лет к более широкому охвату людей, выходящих за рамки «25–34, образование - высшее». По самым оптимистическим прогнозам, проникновение интернета в России должно к 2010 году вырасти с 13% до 53%. Верится в такой скачок с трудом, дай бог за 35% перевалить, но даже при таком росте аудитории средний интернетчик должен будет потерять совсем уж ярко выраженные признаки, а графики должны стать более гладкими.
Но даже не в количестве людей счастье, а в том, что они делают в Сети. В частности, что они покупают в интернет-магазинах. Во всем мире электронная коммерция уже замедляет рост, прогноз на этот год - 21% роста против 25% за прошлый год (по подсчетам eMarketer). Рынок более-менее стабилизировался, электронной коммерцией занимаются тысячи небольших и средних компаний, покупатели привыкли заказывать самые разные товары в Сети.
В России же, по данным МАСМИ, самым популярным ответом на вопрос «Что вы когда-либо покупали в интернете?» остается простой и понятный ответ - а ничего не покупали. Утешает немного, что количество таких людей все же снизилось с 53,7% в ноябре 2004 года до 47,7% в апреле 2005, процесс идет, но все же гораздо медленнее, чем того хотелось бы. Традиционно довольно много покупают книги (25,2%) и диски (кассеты) с музыкой и кино (21,6%). И почти не покупают, например, страховые полисы (1,5%), надо думать главным образом потому, что предложений в этой области мало. Ну и конечно, просто остается до сих пор смесь недоверия к интернету и непонимания, как можно вообще делать покупки в Сети. Мне попадались замечания людей на разных форумах уровня «Как можно покупать зеркальный фотоаппарат в интернет-магазине? Это же ненадежно!». То есть книжки и диски - это вроде как можно, легко и понятно, а более дорогие и сложноустроенные товары, а уж тем более услуги вроде тех же страховых полисов - страшно и непонятно. А вдруг обманут.
В общем, в российском интернете все хоть и небыстро, но развивается в лучшую сторону. И во всех этих не самых радостных цифрах есть, пожалуй, один положительный момент - велико пространство для роста. Российские интернетчики в массе своей вообще оптимисты.
Источник: "Бизнес"