По данным мониторинговых проверок в мае месяце построена диаграмма разброса цен на еженедельные газеты в крупнейших городах РФ. Напомним, что представлены три показателя - минимальная (синяя), максимальная (желтая) и средняя (малиновая) розничная цена на исследуемые издания в репрезентативных выборках торговых объектов (по 100 точек в каждом городе). За 100% принят уровень средней цены на данное издание по репрезентативной выборке Санкт-Петербурга.
В отличие от журналов, изучавшихся нами в предыдущие месяцы, общенациональные газеты как правило имеют несколько точек допечатки, поэтому транспортно-логистические составляющие в цене этого сектора не так существенны. Поэтому Хабаровск занял свое место в середине списка, а наиболее высокие уровни цен наблюдаются как и ожидалось в наиболее крупных и экономически-развитых городах (С.-Петербург, Н.Новгород, Екатеринбург, Ростов). Интересным представляется вхождение в этот список Краснодара, что можно объяснить еще одним фактором ценообразования на исследовавшиеся еженедельники общественно-политической направленности - степень политизации регионов. Относительно спокойные в этом отношении Новосибирск и Самара, хоть и крупнейшие по городскому населению центры, замыкают список, продавая "неинтересные" людям газеты по минимальным ценам.
По-прежнему невооруженным глазом видны регионы с сильной ценовой конкуренцией (низкие минимальные цены или средняя цена ближе к минимальной, чем к максимальной), с умеренной конкурентной картиной (умеренный и однородный разброс цен - например. Екатеринбург, Иркутск) и с откровенным монополизмом розничного рынка (например, Хабаровск). Впрочем, как показывает расстановка городов по уровню средних цен, наличие большого числа конкурентов в этом секторе не приводит к ожидаемому снижению цен. Цены падают только там, где идет "грызня" двух-трех претендующих на первенство игроков, а в городах с более разнообразным рынком удается поддерживать относительно высокий уровень цен.
Беспрецедентен разброс цен в Уфе - с этим явлением надо будет более внимательно разобраться. Ошибки мониторинга исключены (мы перепроверили данные) - в этой довольно политизированной национальной республике при видимом на первый взгляд господстве киосков "Уфа-печати" существует очень многочисленный отряд частных распространителей и широкий спектр каналов поставки, в результате одни и те же центральные газеты действительно можно купить как по очень низким ценам, так и по очень высоким. Процесс структуризации этого рынка, видимо, еще впереди.
В процессе исследования стало понятно, что получаемое службой мониторинга значение максимальной розничной цены, наблюдаемое как правило в аэропортах, престижных гостиницах и т.п., недостаточно информативно для оценки реального разброса цен в городе, поэтому на будущее мы намерены несколько изменить методику, исключив эти пиковые "выбросы" из анализа.
Источник: МДП «Маарт»