В среду завершилась целая эпоха в истории печати: лондонскую Флит-стрит, на которой выпускались ведущие британские газеты, покинула последняя редакция.Церковь Сент-Брайдс на Флит-стрит испокон веков называют журналистской. Судя по табличкам, здесь провожали в последний путь репортеров, издателей, рекламных агентов, торговцев писчим пером.

До недавнего времени здесь оставалась действующей лишь штаб-квартира агентства Рейтер, которое обосновалось напротив церкви 66 лет назад. Его нынешний директор Том Глосер едва сдерживал слезы.

"Мы будем скучать по Флит-стрит, - сказал он в церкви. - Мы переехали в небоскреб Кэнари Уорф и увезли с собой то, что обрели здесь, - чувство долга перед обществом, перед правдой и нашей профессией новостников, честность, объективность и непредвзятость".

Выступил и магнат средств массовой информации Руперт Мердок. Он просто призвал помолиться за людскую честность и божье прощение.

А ведь именно по воле Мердока начался исход газет с Флит-стрит лет 20 назад. Недовольный убогими условиями в викторианских строениях, он перенес свои редакции в специально построенные здания в Уоппинге на Востоке Лондона.

Профсоюзы оцепили их пикетами, пытались взять приступом, а Мердок на первых порах усадил за новенькие компьютеры электриков. Вскоре его прибыли от обновленных газет многократно возросли. Примеру Мердока последовали другие издатели. Это была агония Флит-стрит.

Начало начал

Кстати, улица называется так не в честь флота, а из-за речушки Флит, загнанной в трубы.

В 1500 году Уинкин де Уорд открыл типографию возле церкви Сент-Брайдс. Первопечатник избрал Флит-стрит потому, что она - на полпути между деловым Сити и правительственным Вестминстером, к тому же прямо здесь - квартал Тэмпл, где расположены адвокатские конторы.

Печатному прессу работы хватало. А в 1702 году здесь вышла в свет первая в мире ежедневная газета - "Дейли курант", в 1772 году - "Морнинг пост", в 1785 - "Таймс".

Газеты начали появляться как грибы после дождя, когда правительство отменило на них налог и подешевела бумага. Кроме того, улучшилась система образования, дав множество читателей.

"Когда я пришел на Флит-стрит в 60-х годах, то в любое время, даже днем, там можно было видеть писак, вываливавшихся пьяными из пабов, - вспоминает Пол Калан из "Дейли экспресс". - И ничего, каждый день каким-то чудом выходили отличные газеты. Атмосфера в этой журналистской деревне была очень романтичная. У каждой газеты был свой паб, репортеры знали друг друга и приглашали к себе. Но если ты приходил в паб чужой газеты без приятеля, все думали, что ты хочешь поменять место работы".

Но все это в прошлом, хотя пабов здесь до сих пор много. Бывшие редакции стоят как привидения. Вот элегантный дом в стиле "арт-деко", где выходила консервативная "Дейли телеграф". А в этом черном стеклянном здании выпускалась "Экспресс" лорда Бивербрука. Она и ее соседи - бульварные газеты "Сан", "Ньюз оф зе Уорлд", "Дейли миррор" - пробились к широкому читателю.

До советских людей доходила только коммунистическая "Морнинг стар", в которой капиталисты не спешили размещать рекламу. Пытаясь занять позицию морального превосходства, она называла Флит-стрит "Улицей позора".

Источник: BBCRUSSIAN.com